Истина и ложь в информатике обозначение. Истина, ложь, заблуждение. Основные двоичные функции

Продолжительность урока: 45 мин

Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – устная работа;
  • новый материал – лекция;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

Цели урока:

  • дать понятие таблицы истинности;
  • закрепление материала предыдущего урока “Алгебра высказываний”;
  • использование информационных технологий;
  • привитие навыка самостоятельного поиска нового материала;
  • развитие любознательности, инициативы;
  • воспитание информационной культуры.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Повторение материала предыдущего урока (устный опрос) (4 мин).
  3. Объяснение нового материала (12 мин).
  4. Закрепление
  • разбор примера (5 мин);
  • практические упражнения (10 мин);
  • задания для самостоятельной работы (10 мин).
  • Обобщение урока, домашнее задание (2 мин).
  • Оборудование и программный материал:

    • белая доска;
    • мультимедийный проектор;
    • компьютеры;
    • редактор презентаций MS PowerPoint 2003;
    • раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
    • демонстрация презентации “Таблицы истинности”.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

    II. Повторение материала предыдущего урока

    Давайте вспомним основные определения и понятия:

    Вопрос Ответ
    1. Какое предложение является высказыванием? Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается
    2. На какие виды делятся высказывания по своей структуре? Простые и сложные
    3. Истинность каких высказываний является договорной? Простых
    4. Истинность каких высказываний вычисляется? Сложных
    5. Как обозначаются простые высказывания в алгебре высказываний? Логическими переменными
    6. Как обозначается истинность таких высказываний? 1 и 0
    7. Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? Логические операции
    8. Перечислите их. Инверсия (отрицание)

    Конъюнкция (умножение)

    Дизъюнкция (сложение)

    Импликация (следование)

    Эквиваленция (равносильность)

    9. Определите, соответствует ли формула сложному высказыванию. Назовите простые высказывания. Определите причину несоответствия. (Задание на экране) Нет, неправильно поставлен знак
    10. Определите, соответствует ли формула сложному высказыванию. Назовите простые высказывания. Определите причину несоответствия. (Задание на экране) Да

    III. Объяснение нового материала

    Последние два примера относятся к сложным высказываниям. Как же определить истинность сложных высказываний?

    Мы говорили, что она вычисляется. Для этого в логике существуют таблицы для вычисления истинности составных (сложных) высказываний. Они называются таблицами истинности.

    Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.

    3.1) Определение. Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных (Рисунок 1).

    3.2) Разберем подробнее каждую логическую операцию в соответствии с ее определением:

    1. Инверсия (отрицание) – это логическая операция, которая каждому простому высказыванию ставит в соответствие составное высказывание, заключающееся в том, что исходное высказывание отрицается.

    Эта операция относится только к одной переменной, поэтому для нее отведено только две строки, т.к. одна переменная может иметь одно из двух значений: 0 или 1.

    2. Конъюнкция (умножение)– это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

    Легко увидеть, что данная таблица действительно похожа на таблицу умножения.

    3. Дизъюнкция (сложение) – это логическая операция, которая каждым двум простым высказываниям ставит в соответствие составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.

    Можно убедиться, что таблица похожа на таблицу сложения кроме последнего действия. В двоичной системе счисления 1 + 1 = 10, в десятичной – 1 + 1 = 2. В логике значения переменной 2 невозможно, рассмотрим 10 с точки зрения логики: 1 – истинно, 0 – ложно, т.о. 10 – истинно и ложно одновременно, чего быть не может, поэтому последнее действие строго опирается на определение.

    4. Импликация (следование) – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда условие истинное, а следствие ложно.

    5. Эквиваленция (равносильность) – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно истинны или ложны.

    Последние две операции были разобраны нами на предыдущем уроке.

    3.3) Разберем алгоритм составления таблицы истинности для сложного высказывания:

    3.4) Рассмотрим пример составления таблицы истинности для сложного высказывания:

    Пример. Построить таблицу истинности для формулы: А U В -> ¬А U С.

    Решение (Рисунок 2)

    Из примера видно, что таблицей истинности является не все решение, а только последнее действие (столбец, выделенный красным цветом).

    IV. Закрепление.

    Для закрепления материала вам предлагается решить самостоятельно примеры под буквами а, б, в, дополнительно г–ж (Рисунок 3).

    V. Домашнее задание, обобщение материала.

    Домашнее задание дано вам также на экране монитора (Рисунок 4)

    Обобщение материала: сегодня на уроке мы научились определять истинность составных высказываний, но больше с математической точки зрения, так как вам были даны не сами высказывания, а формулы, отображающие их. На следующих уроках мы закрепим эти умения и постараемся их применить к решению логических задач.

    Именно она используется для вычисления логических операций. Рассмотрим ниже все самые элементарные логические операции в информатике. Ведь если задуматься, именно они используются при создании логики вычислительных машин и приборов.

    Отрицание

    Перед тем как начать подробно рассматривать конкретные примеры, перечислим основные логические операции в информатике:

    • отрицание;
    • сложение;
    • умножение;
    • следование;
    • равенство.

    Также перед началом изучения логических операций стоит сказать, что в информатике ложь обозначается "0", а правда "1".

    Для каждого действия, как и в обычной математике, используются следующие знаки логических операций в информатике: ¬, v, &, ->.

    Каждое действие возможно описать либо цифрами 1/0, либо просто логическими выражениями. Начнём рассмотрение математической логики с простейшей операции, использующей всего одну переменную.

    Логическое отрицание - операция инверсии. Суть заключается в том, что если исходное выражение - истина, то результат инверсии - ложь. И наоборот, если исходное выражение - ложь, то результатом инверсии станет - правда.

    При записи этого выражения используется следующее обозначение "¬A".

    Приведём таблицу истинности - схему, которая показывает все возможные результаты операции при любых исходных данных.

    То есть, если у нас исходное выражение - истина (1), то его отрицание будет ложным (0). А если исходное выражение - ложь (0), то его отрицание - истина (1).

    Сложение

    Оставшиеся операции требуют наличия двух переменных. Обозначим одно выражение -

    А, второе - В. Логические операции в информатике, обозначающие действие сложения (или дизъюнкция), при написании обозначаются либо словом "или", либо значком "v". Распишем возможные варианты данных и результаты вычислений.

    1. Е=1, Н=1 ,тогда Е v Н = 1. Если оба тогда и их дизъюнкция также истинна.
    2. Е=0, Н=1 ,в итоге Е v Н = 1. Е=1, Н=0 , тогда Е v Н= 1. Если хотябы одно из выражений истинно, тогда и результат их сложения будет истиной.
    3. Е=0, Н=0 ,результат Е v Н = 0. Если оба выражения ложны, то их сумма также - ложь.

    Для краткости создадим таблицу истинности.

    Дизъюнкция
    Е х х о о
    Н х о х о
    Е v Н х х х о

    Умножение

    Разобравшись с операцией сложения, переходим к умножению (конъюнкции). Воспользуемся теми же обозначениями, которые были приведены выше для сложения. При письме логическое умножение обозначается значком "&", либо буквой "И".

    1. Е=1, Н=1 ,тогда Е & Н = 1. Если оба тогда их конъюнкция - истина.
    2. Если хотя бы одно из выражений - ложь, тогда результатом логического умножения также будет ложь.
    • Е=1, Н=0, поэтому Е & Н = 0.
    • Е=0, Н=1, тогда Е & Н = 0.
    • Е=0, Н=0, итог Е & Н = 0.
    Конъюнкция
    Е х х 0 0
    Н х 0 х 0
    Е & Н х 0 0 0

    Следствие

    Логическая операция следования (импликация) - одна из простейших в математической логике. Она основана на единственной аксиоме - из правды не может следовать ложь.

    1. Е=1, Н=, поэтому Е -> Н = 1. Если пара влюблена, то они могут целоваться - правда.
    2. Е=0, Н=1, тогда Е -> Н = 1. Если пара не влюблена, то они могут целоваться - также может быть истиной.
    3. Е=0, Н=0, из этого Е -> Н = 1. Если пара не влюблена, то они и не целуются - тоже правда.
    4. Е=1, Н=0, результатом будет Е -> Н = 0. Если пара влюблена, то они не целуются - ложь.

    Для облегчения выполнения математических действий также приведём таблицу истинности.

    Равенство

    Последней рассмотренной операцией станет логическое тождественное равенство или эквивалентность. В тексте оно может обозначаться как "...тогда и только тогда, когда...". Исходя из этой формулировки, напишем примеры для всех исходных вариантов.

    1. А=1, В=1, тогда А≡В = 1. Человек пьёт таблетки тогда и только тогда, когда болеет. (истина)
    2. А=0, В=0, в итоге А≡В = 1. Человек не пьёт таблетки тогда и только тогда, когда не болеет. (истина)
    3. А=1, В=0, поэтому А≡В = 0. Человек пьёт таблетки тогда и только тогда, когда не болеет. (ложь)
    4. А=0, В=1 ,тогда А≡В = 0. Человек не пьёт таблетки тогда и только тогда, когда болеет. (ложь)

    Свойства

    Итак, рассмотрев простейшие в информатике, можем приступить к изучению некоторых их свойств. Как и в математике, у логических операций существует свой порядок обработки. В больших логических выражениях операции в скобках выполняются в первую очередь. После них первым делом подсчитываем все значения отрицания в примере. Следующим шагом станет вычисление конъюнкции, а затем дизъюнкции. Только после этого выполняем операцию следствия и, наконец, эквивалентности. Рассмотрим небольшой пример для наглядности.

    А v В & ¬В -> В ≡ А

    Порядок выполнения действий следующий.

    1. В&(¬В)
    2. А v(В&(¬В))
    3. (А v(В&(¬В)))->В
    4. ((А v(В&(¬В)))->В)≡А

    Для того чтобы решить этот пример, нам потребуется построить расширенную таблицу истинности. При её создании помните, что столбцы лучше располагать в том же порядке, в каком и будут выполняться действия.

    Решение примера
    А В

    (А v(В&(¬В)))->В

    ((А v(В&(¬В)))->В)≡А

    х о х о х х х
    х х о о х х х
    о о х о о х о
    о х о о о х о

    Как мы видим, результатом решения примера станет последний столбец. Таблица истинности помогла решить задачу с любыми возможными исходными данными.

    Заключение

    В этой статье были рассмотрены некоторые понятия математической логики, такие как информатика, свойства логических операций, а также - что такое логические операции сами по себе. Были приведены некоторые простейшие примеры для решения задач по математической логике и таблицы истинности, необходимые для упрощения этого процесса.

    Урок информатики 9 классе

    Тема: Понятие, суждение, умозаключение. Понятия «истина» и «ложь».

    Тема: Понятия «истина» и «ложь»

    Цели:

      познакомить учащихся с понятиями «истинное и ложное высказывание»;

      учить определять, является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности;

    Педагогические задачи урока:

      развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;

      воспитывать умение работать в коллективе, с уважением относиться к мнению одноклассников.

    Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

      знать, как люди добывают «истину»;

      уметь оценивать истинность и исправлять его, если оно ложно;

      уметь приводить примеры, как истинное высказывание со временем может «стать» ложным.

    Ключевые понятия: понятия «истина», «ложь».

    Характеристика урока:

      форма организации : эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;

      тип урока : комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);

      стратегия : анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления истинных и ложных высказываний.

    Материальное обеспечение урока : учебник, демонстрационный ПК.

    Примерный план урока:

      Организационный момент (1-2 мин).

      Изучение новой темы (10-12)

      Первичное закрепление (9-12мин).

      Физкультминутка (2-3 мин).

      Компьютерный практикум (10-12 мин).

      Обобщение и подведение итогов (3 мин).

      Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

    Ход урока

      Организация учащихся на работу.

    Девиз урока: «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».

    Ребята, у нас с вами интересная тема, но я должна быть уверена, что вы готовы её изучать.

    II . Изучение новой темы.

      Подготовительная работа.

    Игра «Истина – ложь»

    Подберите синоним к слову «правда», а теперь к слову «неправда».

    Новые знания будет трудно добывать и осваивать без умения быстро и верно отвечать на поставленные вопросы, поэтому начнём урок с игры «Истина – ложь»

    Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимите карточку «И», если нет, то карточку «Л».

    Все крокодилы летают.

    Компьютер – помощник человека при счёте.

    10 делится на 3 без остатка.

    Телефон служит средством связи.

    Наша школа находится в 29 микрорайоне.

    Сейчас у нас не урок информатики.

    Город Темрюе – столица Краснодарского края.

    В городе все школы четырёхэтажные.

    Вы учащиеся 4-ой школы и четвероклассники.

      Введение понятий «ложное, истинное высказывание»

    Назовите высказывания, которым вы поверили. Почему? (Потому что это соответствует действительности, это правда)

    Такие высказывания называются истинными , то есть правдивыми, соответствующими действительности.

    Как можно назвать высказывания, которые вы посчитали неверными?

    Такие высказывания являются ложными .

    Запомни! Истина – это то, что соответствует действительности.

    Ложь – то, что действительности не соответствует.

      Закрепление материала.

      Игра «Кто больше?»

    Чтобы проверить насколько вы поняли новы материал, я предлагаю вам игру-соревнование «Кто больше?»

    Правила игры следующие: класс делится на две команды «Истина» и «Ложь». Соответственно ребята из команды «Истина» приводят примеры истинных высказываний, а ребята из команды «Ложь» ложных высказываний.

    Молодцы! Вы великолепно справились с заданием. Как вы думаете, почему в нашем соревновании нет победителей и побеждённых?

    Нас окружает такое огромное количество объектов, а вы очень наблюдательны, внимательны и любопытны, что и помогло вам успешно справиться с заданием.

    2) Работа по учебнику.

    Чтение учебника стр. 82-85

    Фронтальный опрос.

    Всегда ли легко определить, когда то или иное высказывание истинное? (нет, иногда не хватает знаний и опыта)

    Какие действия должен произвести человек, чтобы добыть истину? (наблюдать, сравнивать, размышлять, вычислять, измерять, производить исследования)

    Что является результатом размышления? (устное высказывание или высказывание в виде текста, рисунка, числа, схемы, формулы)

    Приведите примеры из жизни, когда ложное высказывание становится истинным, когда люди узнают что-то новое или наоборот.

    Физминутка.

    Игра «Делай наоборот»

    Урок мы начали с подбора синонимов, а сейчас я предлагаю вам подобрать антонимы, причём устно.

    Я буду произносить высказывания-действия, а вы будете делать всё наоборот.

    Сидите.

    Не прыгайте.

    Не стойте.

    Не поднимайте руки.

    Плачьте.

    Не топайте.

    Молчите.

    Не приседайте.

    Не садитесь.

    Не слушайте.

      Работа в тетрадях.

    1. Вставь пропущенные слова:

    Понятия «истина» и « ложь » - это несовместимые понятия.

    Истина не всегда «лежит» на поверхности.

    Люди добывают истину , когда наблюдают, исследуют предметы и явления, думают , вычисляют, измеряют и так далее.

    Высказывание может быть истинным или ложным .

    Истина – это то, что соответствует действительности.

    Ложь – то, что действительности не соответствует.

    5. Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные это суждения или ложные, выделив нужную букву.

    На рисунке древний человек

    Человек читает книгу

    Информация хранится на бумажном носителе

    На камне изображена сцена охоты

    Все фигуры имеют углы

    Все фигуры являются прямоугольниками

    Две фигуры – прямоугольники

    В верхнем левом углу изображен круг

    6. А) Рассмотри схему.

    «дерево»

    «клён»

    «ель»

    «сосна»

    «дуб»

    Придумай обозначения слов и заполни диаграмму

    Сегодня мы поговорим о предмете под названием информатика. Таблица истинности, разновидности функций, порядок их выполнения - это наши основные вопросы, на которые мы постараемся найти ответы в статье.

    Обычно данный курс преподается еще в средней школе, но большое количество учеников является причиной недопонимания некоторых особенностей. А если вы собрались посвятить этому свою жизнь, то просто не обойтись без сдачи единого государственного экзамена по информатике. Таблица истинности, преобразование сложных выражений, решение логических задач - это все может встретиться в билете. Сейчас мы рассмотрим более подробно данную тему и поможем вам набрать больше балов на ЕГЭ.

    Предмет логики

    Что же это за предмет - информатика? Таблица истинности - как ее строить? Зачем нужна наука логика? На все эти вопросы мы сейчас с вами ответим.

    Информатика - это довольно увлекательный предмет. Он не может вызывать затруднения у современного общества, ведь все, что нас окружает, так или иначе, относится к компьютеру.

    Основы науки логики даются преподавателями средней школы на уроках информатики. Таблицы истинности, функции, упрощение выражений - все это должны объяснять учителя информатики. Эта наука просто необходима в нашей жизни. Приглядитесь, все подчиняется каким-либо законам. Вы подбросили мяч, он подлетел вверх, но после этого упал опять на землю, это произошло из-за наличия законов физики и силы земного притяжения. Мама варит суп и добавляет соль. Почему когда мы его едим, нам не попадаются крупинки? Все просто, соль растворилась в воде, подчиняясь законам химии.

    Теперь обратите внимание на то, как вы разговариваете.

    • «Если я отвезу своего кота в ветеринарную клинику, то ему сделают прививку».
    • «Сегодня был очень тяжелый день, потому что приходила проверка».
    • «Я не хочу идти в университет, потому что сегодня будет коллоквиум» и так далее.

    Все, что вы говорите, обязательно подчиняется законам логики. Это относится как к деловой, так и к дружеской беседе. Именно по этой причине необходимо понимать законы логики, чтобы не действовать наугад, а быть уверенным в исходе событий.

    Функции

    Для того чтобы составить таблицу истинности к предложенной вам задаче, необходимо знать логические функции. Что это такое? Логическая функция имеет некоторые переменные, которые являются утверждениями (истинными или ложными), и само значение функции должно дать нам ответ на вопрос: «Выражение истинно или ложно?».

    Все выражения принимают следующие значения:

    • Истина или ложь.
    • И или Л.
    • 1 или 0.
    • Плюс или минус.

    Здесь отдавайте предпочтение тому способу, который для вас является более удобным. Для того чтобы составить таблицу истинности, нам нужно перечислить все комбинации переменных. Их количество вычисляется по формуле: 2 в степени n. Результат вычисления - это количество возможных комбинаций, переменной n в данной формуле обозначается количество переменных в условии. Если выражение имеет много переменных, то можно воспользоваться калькулятором или сделать для себя небольшую таблицу с возведением двойки в степень.

    Всего в логике выделяют семь функций или связей, соединяющих выражения:

    • Умножение (конъюнкция).
    • Сложение (дизъюнкция).
    • Следствие (импликация).
    • Эквиваленция.
    • Инверсия.
    • Штрих Шеффера.
    • Стрелка Пирса.

    Первая операция, представленная в списке, имеет название «логическое умножение». Ее графически можно отметить в виде перевернутой галочки, знаками & или *. Вторая в нашем списке операция - логическое сложение, графически обозначается в виде галочки, +. Импликацию называют логическим следствием, обозначается в виде стрелки, указывающей от условия на следствие. Эквиваленция обозначается двухсторонней стрелкой, функция имеет истинное значение только в тех случаях, кода оба значения принимают либо значение «1», либо «0». Инверсию называют логическим отрицанием. Штрих Шеффера называют функцией, которая отрицает конъюнкцию, а стрелку Пирса - функцией, отрицающей дизъюнкцию.

    Основные двоичные функции

    Логическая таблица истинности помогает найти ответ в задаче, но для этого необходимо запомнить таблицы двоичных функций. В этом разделе они будут предоставлены.

    Конъюнкция (умножение). Если два то в результате мы получаем истину, во всех остальных случаях мы получаем ложь.

    Результат - ложь при логическом сложении мы имеем только в случае двух ложных входных данных.

    Логическое следствие имеет ложный результат только тогда, когда условие является истиной, а следствие - ложью. Здесь можно привести пример из жизни: «Я хотел купить сахар, но магазин был закрыт», следовательно, сахар так и не куплен.

    Эквиваленция является истиной только в случаях одинаковых значений входных данных. То есть при парах: «0;0» или «1;1».

    В случае инверсии все элементарно, если на входе есть истинное выражение, то оно преобразуется в ложное, и наоборот. На картинке видно, как она обозначается графически.

    Штрих Шиффера будет на выходе иметь ложный результат только при наличии двух истинных выражений.

    В случае стрелки Пирса, функция будет истинной только в том случае, если на входе мы имеем только ложные выражения.

    В каком порядке выполнять логические операции

    Обратите внимание на то, что построение таблиц истинности и упрощение выражений возможно только при правильной очередности выполнения операций. Запомните, в какой последовательности их необходимо проводить, это очень важно для получения верного результата.

    • логическое отрицание;
    • умножение;
    • сложение;
    • следствие;
    • эквиваленция;
    • отрицание умножения (штрих Шеффера);
    • отрицание сложения (стрелка Пирса).

    Пример №1

    Сейчас мы предлагаем рассмотреть пример построения таблицы истинности для 4 переменных. Необходимо узнать в каких случаях F=0 у уравнения: неА+В+С*D

    Ответом на это задание будет являться перечисление следующих комбинаций: «1;0;0;0», «1;0;0;1» и «1;0;1;0». Как видите, составлять таблицу истинности довольно просто. Еще раз хочется обратить ваше внимание на порядок выполнения действий. В конкретном случае он был следующий:

    1. Инверсия первого простого выражения.
    2. Конъюнкция третьего и четвертого выражения.
    3. Дизъюнкция второго выражения с результатами предыдущих вычислений.

    Пример №2

    Сейчас мы рассмотрим еще одно задание, которое требует построения таблицы истинности. Информатика (примеры были взяты из школьного курса) может иметь и в качестве задания. Коротко рассмотрим одну из них. Виновен ли Ваня в краже мяча, если известно следующее:

    • Если Ваня не крал или Петя крал, то Сережа принял участие в краже.
    • Если Ваня не виновен, то и Сережа мяч не крал.

    Введем обозначения: И - Ваня украл мяч; П - Петя украл; С - Сережа украл.

    По данному условию мы можем составить уравнение: F=((неИ+П) импликация С)*(неИ импликация неС). Нам нужны те варианты, где функция принимает истинное значение. Далее необходимо составить таблицу, так как данная функция имеет целых 7 действий, то мы их опустим. Будем вносить только входные данные и результат.

    Обратите внимание на то, что в данной задаче мы вместо знаков «0» и «1» использовали плюс и минус. Это также приемлемо. Нас интересуют комбинации, где F=+. Проанализировав их, мы можем сделать следующий вывод: Ваня участвовал в краже мяча, так как во всех случаях, где F принимает значение +, И имеет положительное значение.

    Пример №3

    Сейчас предлагаем вам найти количество комбинаций, когда F=1. Уравнение имеет следующий вид: F=неА+В*А+неВ. Составляем таблицу истинности:

    Ответ: 4 комбинации.

    Класс: 4

    Тип урока – изучение нового материала.

    Форма проведения урока – комбинированный урок с применением ИКТ.

    Цель урока: познакомить с понятиями “истина” и “ложь”;

    Задачи урока:

    • Обучающие : научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности, с назначением инструмента «пипетка» в графическом редакторе Paint.
    • Развивающие : развивать способности анализировать и синтезировать.
    • Воспитательные : воспитывать положительные качества личности в образовательном процессе.

    Предварительная подготовка: стихи-загадки, сигнальные карточки.

    ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация (Power Point)

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент (1 мин.)

    Здравствуйте, здравствуйте,
    Гости дорогие!
    Люди свойские, простые…
    Милости просим,
    Будьте, как дома,
    Знакомьтесь со всем,
    Что ещё незнакомо.
    Здравствуйте, мои друзья!
    Снова вместе вы и я.
    Вы настройтесь на работу
    И послушайте меня.
    Дам сейчас я вам заданье,
    Чтобы цель определить
    И в течение урока
    Все задачи нам раскрыть.

    (В руках у учителя стихи-загадки).

    2. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин.)

    Вы прослушали стихи,
    Чем особенны они?
    Где здесь правда,
    А где ложь –
    Всё ты сразу разберёшь?

    (Учитель читает стихи-загадки)

    Поля весело бежит
    К речке по дорожке,
    А для этого нужны
    Нашей Поле… рожки (ножки)
    Поля ягодки берёт
    По две, по три штучки,
    А для этого нужны
    Нашей Поле… щучки (ручки)
    Поля слушает в лесу,
    Как кричат кукушки,
    А для этого нужны
    Нашей Поле… сушки (ушки)
    Поля ядрышки грызёт,
    Падают скорлупки,
    А для этого нужны
    Нашей Поле… шубки (зубки)

    3. Постановка цели (2 мин.)

    4. Новый материал (5 мин.)

    Сегодня два понятия
    Подробно разберем,
    Правда и неправда
    Мы в жизни их зовем.
    Но в математике,
    То “истина” и “ложь”

    – “Истина” и “ложь” относятся к понятиям. Давайте вспомним, что такое понятие ? (Дети отвечают.)
    – Понятие – это объект внутреннего и виртуального мира, т.е. мира идей и мыслей человека.
    – Молодцы!
    – Ребята, на какие группы делятся понятия?
    Ответы детей: Совместимые и несовместимые понятия.

    Определи истинные высказывания.

    2 + 2 = 4
    2 + 2 = 5
    2 + 3 = 5

    Выполнение задания в тетради №3.

    Цель: повторить и закрепить знания о ложных вы­сказываниях, умения различать истинные и лож­ные высказывания.

    Приложение 1 . Слайд 10

    – Укажи ложные суждения:

    • Все крокодилы летают.
    • Компьютер – помощник человека при счете.
    • Телефон служит средством связи.
    • 10 делится на 3 без остатка.

    Выполнение задания в тетради №4.

    Цель: сформировать представление о том, что вы­сказывание может быть представлено в различных формах. ПИСЬМЕННО. Выбери нужное.

    Результатом обработки информации может быть устное высказывание, высказывание в виде текста, рисунка, схемы, формулы.

    ДА НЕТ

    Приложение 1 . Слайды11-14

    Выполнение задания в тетради №5. (3 мин.)

    Цель: научиться определять истинность и ложность высказываний на основе анализа графически или текстом представленной информации.

    Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные суждения буквой «И», а ложные суждения – буквой «Л» по образцу. ИЛИ в информатике истина записывается 1, а ложь – 0. Запишите с помощью цифр.

    5. Физминутка (1 мин.)

    Игра “Истина – ложь”

    – Устали? Выпрямитесь, сядьте ровно.

    Разотрите все ладошки,
    Приготовьте для хлопков,
    Если, правда – вы топайте,
    Если ложь – то хлопайте.

    1. Земля круглая.
    2. Ботаника – наука о животных.
    3. Сегодня на дворе лето.
    4. 8 X 5 = 40.
    5. Предложение состоит из слов.
    6. Клён, тополь, берёза – хвойные деревья.
    7. Александр Иванович Пушкин.

    Хлопать все вы мастера,
    А составить предложение
    Трудно, будет вам, друзья?
    Истина всегда важна
    И придумать предложение

    Не составит вам труда?
    Ложь вредна, но станем мы
    На минутку все лгуны
    И составим предложение,
    В нём неправду ты найди.

    6. Выполнение задания в рабочей тетради с помощью рисунка САМОСТОЯТЕЛЬНО. (2 мин.)

    Цель: научиться формулировать высказывание по рисунку, удовлетворяющее заданным требованиям истинности или ложности. Придумать 1 предложение истинное, другое ложное.

    – Молодцы ребята!

    Много вы уже узнали,
    Мы играли и решали,
    Выясняли, где здесь ложь,
    А где, правда,
    Ты поймешь?

    – Выполним задание в графическом редакторе Paint.

    7. Компьютерный практикум (10-12 мин.)

    НАДО ПОМНИТЬ ТБ на уроке.
    Не трогать экран монитора.
    ОТКРЫТЬ РИСУНОК с помощью Paint. Определить истину и ложь и исправить, если есть ложь на истину. С помощью инструментов графического редактора Paint.
    С помощью инструмента «пипетка».

    Поразмыслить должен сам.
    Выполняй задание тихо,
    И соседу не мешай.

    8. Физкультминутка для глаз (1 мин.)

    9. Домашнее задание (2 мин.)

    – Написать сказку-небылицу.

    10. Итог занятия (2 мин.)

    – С чем вы познакомились? (Ответы детей)
    – Что такое истина, ложь? (Ответы детей)
    – Чему научились вы сегодня? (Работать с инструментом пипетка)

    11. Выставление оценок за урок (2 мин.)

    Вы истину нам расскажите,
    А ложь вы в себе сохраните.
    Подошёл к концу урок,
    Заливается звонок.
    Дружно выйдем из-за парт
    Глубоко вздохнём, вот так…

    Публикации по теме

    • Как узнать название материнской платы Как узнать название материнской платы

      На первый взгляд обнаружить модель материнской платы несложно – достаточно просто взглянуть на коробку устройства, либо найти необходимую...

    • Скачать sp flash tool версия 5 Скачать sp flash tool версия 5

      FlashTool - 5.1844.00.000 - программа FlashTool предназначена для работы с китайскими телефонами. Программа предоставляет возможность...