Конспект занятия в детском саду «Программист – великий волшебник. Профессия программист Каким должен быть программист

Он волосат, небрит и очень программист

@bobuk показал человека-паука и сказал, что айтишники спасают человечество. Потому что помогают решать проблемы. И ещё в качестве примера привёл Леонардо да Винчи с его вертолётом. Дети вертолёт не запомнили, но прыжки человека-паука на экране оценили. И ещё все узнали Нотча, написавшего Майнкрафт практически в одну харю.

Но давайте-ка я начну сначала и расскажу, что привело нас к открытию исходников игры «Такси», пришиванию пуговиц к сосискам и рассказу целой толпе детей про сложную и опасную профессию программиста.

Потом выступала Анна Мелехова (девушка-разработчик, пишущая виртуальную машину) из Parallels:

Тут надо сказать, что в зале сидели специальные honeypot-дети разного возраста, которые оценивали понятность и интересность каждого выступающего. Вот здесь они вообще не въехали, в чём проблема: до того, как началась лекция, оказывается, никто из них даже не думал, что программист – это только мужская профессия. Поэтому – это пример выступления только для родителей.

Дети к этому моменту раздухарились и начали троллить вопросами: «А что лучше: Питон или C++?», «А вы умеете писать на устаревшем языке PHP?». Вопроса про морскую свинку никто не задал, а я ждал, очень ждал.

Потом мы опять поиграли. На экране вопрос, у ребёнка 5 секунд, чтобы ответить. Всё как в настолке, только вопросы не из коробки, а специально подобранные.

Вот они, можете попробовать поиграть с ребёнком прямо сейчас

Назови три любых интернет-сайта (ох, я тут много ждал, но ответ был простой - Гугл, Яндекс, Яху!)
- Назови три места для работы программиста (пока всё просто)
- Назови три шага, которые нужно сделать, чтобы сварить борщ (первый сложный вопрос: нужно разбивать процедуру по шагам).
- Назови три шага, чтобы положить в холодильник жирафа (здесь девочка знала всё и даже назвала четыре – открыть холодильник, вытащить слона, положить жирафа, закрыть холодильник).
- Назови трёх любых роботов (сложный вопрос, но дети справились).
- Назови три компьютерные игры (легко! Но нет, парень растерялся).
- Назови три логические игры (тоже просто)
- Простые числа - это те натуральные больше единицы, которые делятся только на себя и на 1. Назови три простых числа (этот вопрос был самым сложным).
- А теперь ещё три простых числа!
- Назови три шага, чтобы поднять слона на воздушном шаре (продолжаем алгоритмизировать процессы, пока просто)
- Назови три шага, чтобы пришить пуговицу к сосиске (поднимаем градус сложности – учим абстракции. Легко справились, мышление у детей гибче, чем у взрослых).
- Назови трёх любых компьютерщиков (Нотч, Билл Гейтс, Стив Джобс).
- Назови три модели телефонов (легко)
- Назови три компьютерных компании (легко)
- Назови три части компьютера (легко)
- Назови три дела, которые может делать домашний робот (в глазах зажглась мечта)
- Назови три вещи, которые не должен делать робот (я ждал «пить, курить и материться», но всё было проще).
- Назови три предмета, которые можно напечатать на 3D-принтере (сложный вопрос)
Ну и дальше без комментариев:
- Назови три любых места, где можно встретить программиста
- Назови три вещи, которыми можно ремонтировать робота
- Назови три игры, в которые можно играть против компьютера
- Назови три вещи, которые программист может носить с собой
- Назови три любимых школьных предмета программистов
- Назови три языка, которые может знать программист


Прогон, мы проверяем, как младшие дети будут реагировать на игру «Такси» на экране. Маленькая Вера не может сориентироваться по вертикальной плоскости, поэтому старается встать к ней спиной (по ходу движения машины) и шагать, а потом смотреть, лево или право ей надо.

И потом Кодабра со своим практикумом кода. Вот выступление .

  • Платный курс по программированию для детей
  • Кодабра (можно договориться об уроках в своей школе)
  • Бесплатное обучение .
  • Изучение Java в виде игры , с сюжетом, подобранным в Футураме (пользовательская разработка, было на Хабре)
  • Симулятор дебага (английский)
  • Просто много лекций Яндекса
  • Платформа для создания коротких практических уроков по программированию, много материалов по Java, Swift
  • Сайт международной акции «Час кода» , много обучающих мини-заданий по программированию для детей, создание своих игр.
  • События и от Инлёрно по тегу «программирование»
  • GoTo Camp - лагерь для детей 8-11 класс, можно выбрать трэк «Разработка приложений: серверных, мобильных, с графическим и web-интерфейсами». Платный.
  • Открытый кружок по программированию в сильной матшколе, бесплатный и на Python
  • Бесплатный учебник по Scratch для детей на русском
  • Платные курсы по программированию для детей 10-14 лет
  • Бесплатный курс с зажигательным лектором по C# (для старших классов)
  • Создание 3D-игр на Scratch-подобном движке, для старших классов (руководство) и отдельно инструкция .
  • Много курсов на русском для школьников старшего возраста, которые уже знают, что такое программирование

Урок профориентации по мультфильму "Программист", включает сценарий занятия с начальными, средними и старшими классами.

Программист - "модная" профессия, обросшая различными мифами, противоречивыми формулировками. С помощью экспертов мы разобрались в теме и у нас получился готовый урок для 3 возрастных категорий.

СЦЕНАРИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ “ПРОФЕССИЯ ПРОГРАММИСТ”

Цель :

  1. Ознакомить учащихся со спецификой профессии “программист”.

Задачи :

  1. Продемонстрировать учащимся особенности профессии “программист”, используя соответствующий мультфильм из мультсериала “Навигатум: Калейдоскоп Профессий”;
  2. Закрепить полученные знания беседой, опросом, игрой и иными необходимыми методами обучения.

Структура занятия:

  1. Введение в профессию (игровая интрига);
  2. Просмотр мультфильма;
  3. Анализ просмотренного, обсуждение;
  4. Закрепление полученных знаний в игровой форме;
  5. Домашнее задание.

Памятка для педагога.

Программи́ст — специалист, занимающийся написанием и корректировкой программ для компьютеров (любых вычислительных устройств), то есть программированием .

Программи́рование — процесс создания компьютерных программ .

В узком смысле (так называемое кодирование ) под программированием понимается написание инструкций (программ) на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывают алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками .

В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Иначе это называется «программная инженерия » («инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

По системе Климова: преимущественно профессия программиста относится, конечно, к типу “Человек-знаки”, потому что работа связана с цифрами, буквами, кодами. Однако же в данной профессии нельзя исключать и огромную творческую составляющую - прежде, чем приступить к написанию программы, программисту требуется представить весь ход написания программы + увидеть желаемый конечный результат, а значит помимо “Человек-знаки”, профессия “программист” включает в себя и “Человек-Художественный образ”.

  1. Введение в профессию (игровая интрига)

Педагог : Ребят, вчера вечером меня в коридоре остановил какой-то первоклассник и спросил: “Дяденька (тетенька), а кто такой программист?” Я собрался ему ответить и вдруг понял, что в общем-то точно и не знаю, чем занимается программист. Собрался зайти в интернет, посмотреть, что умные люди пишут, но потом понял, что первокласснику надо объяснить простым и доступным языком. Вот я и обращаюсь за помощью к вам - расскажем первокласснику кто такой программист?

Школьники : (либо соглашаются, либо в недоумении).

Педагог : согласен, сложно объяснить то, что сам толком не представляешь. Давайте тогда искать ответы вместе, но сделаем это с интересом. Попробуем?

Школьники : Да.

Педагог : Сейчас мы разойдемся на две команды специалистов. А ну, поднимите руки те, кто прекрасно разбирается в работе программистов и все о них досконально знает. Вы - одна команда! Оставшиеся ребята - это вторая команда.

Педагог рассаживает учеников по командам.

Педагог : Теперь давайте сформируем правдивый образ программиста. А правдивым он может быть только, если мы найдем золотую середину между идеальным программистом и тем, которых вы знаете. Та команда, которая слабо разбирается в программистах - создаст нам образ идеального, а вторая - предложит свой вариант.

Педагог рисует на доске контуры двух условных человечков.
Один обозначается как идеальный (для команды “несведущих”), второй - как обычный (“для тех, кто разбирается”) .

Педагог : Итак, начнем сначала! Чем занимается программист? Чем должен заниматься идеальный программист? Что он может делать? Какие программы писать?

Команда «несведущих» называет, Педагог записывает.
А чем на самом деле занимается обычный программист? Какие программы пишет?

Вторая команда называет, Педагог фиксирует по такому же принципу проходят следующие вопросы.

  • Какое рабочее место у программиста? Что на нем должно быть?
  • Хорошо ли зарабатывает программист? Каковы перспективы заработка? Востребован ли программист и почему?
  • Что должен знать и уметь программист? Какие науки изучать?
  • Где учат на программистов?

После сбора информации о двух видах программистов…

Педагог : так вот, вчера я запланировал наше занятие, а сегодня утром к нам пришел ответ на все наши вопросы! Это… мультфильм! Да-да, представляете, мультфильм о программистах. Я специально еще не смотрел его, чтобы посмотреть вместе с вами. Вот теперь-то мы и узнаем - где же этот настоящий программист? Какой из двух, предложенных вами?

  1. Просмотр мультфильма

Озадаченные, запутанные школьники смотрят его с большим интересом, чтобы разобраться что к чему.

  1. Анализ просмотренного, обсуждение

Сначала Педагог подводит итоги состязания между двумя командами - кто был ближе к правильным ответам и в чем это выражалось. Далее Педагог переходит уже к полноценному разговору с классом.

Перед началом беседы (любого возраста) педагог обращается к ученикам:

Педагог : а скажите мне, ребята, после просмотренного и увиденного, что можно сказать в целом о программисте - это творческая работа или нет?

Школьники : (разные варианты ответов)

Педагог внимательно выслушивает все позиции за и против, обсуждает их с учениками.

Педагог : безусловно, в работе программиста творчество является неотъемлемой составляющей. Потому что по сути программисты создают свои продукт из ничего, только лишь при помощи мозга и воображения они способны представить конечный результат и написать его в кодах. А для этого, конечно же, нужен творческий подход. Просто он не в таком виде, в каком мы привыкли представлять себе творчество, но от этого суть его не меняется.

  • Простые вопросы.

(преимущественно для младшей категории 7-10 лет)

- Основные качества программиста? (усидчивость, логика)

(равноценна для всех)

(не подходит тем, кто не способен хорошо мыслить логически)

- Что должен знать хороший программист? (математику, языки программирования)

- Востребованная ли это профессия? Почему? (достаточно востребована, потому в настоящее время все вокруг устроено на программном обеспечении)

  • Усложненные вопросы.

(преимущественно для средней категории 11-13 лет)

(одни пишут игры, другие антивирусы, третьи - программное обеспечение для сайта, четвертые - приложения для смартфонов и т.п.)

(аналитическим складом ума, хорошей памятью, способностью вести сложные математические расчёты. Современному программисту не обойтись без знания английского языка. Он должен разбираться в устройстве компьютеров, хорошо знать принципы его работы. Для работы над сложными проектами ему не обойтись без инициативности и умения работать в коллективе)

(вопрос на обдумывание)

(учат в ВУЗах, но начинать лучше программировать ещё в школе. Улучшить свои знания можно только постоянным обучением, работой в этой сфере)

- Всем ли подходит эта профессия? И если не всем, то почему? (не подходит тем, кто не силен в логике, не способен заниматься рутинной работой или не усидчив, безответственен)

(это связано с развитием компьютерных технологий и Интернета. Такие специалисты участвуют в разработках различных программ для текстовых редакторов, сайтов, игр, систем видеонаблюдения, сигнализации и т.д. Вокруг нас становится всё больше робототезированной техники. Вокруг появляется “Мир интернет-вещей” (Internet of Things, IoT ).

- Это мужская или женская профессия?

(разговор с классом)

  • Сложные вопросы.

(преимущественно для старшей категории 14-16 лет)

- Главные качества программиста? (аналитические способности + усидчивость, сосредоточение и умение доводить начатое до конца)

- Какие бывают программисты по роду деятельности? (одни пишут игры, другие антивирусы, третьи - сайты, четвертые - приложения для смартфонов, пятые - программы для бизнеса и т.п.)

- Какими навыками должен обладать программист? (аналитическим складом ума, хорошей памятью, способностью вести сложные математические расчёты. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, ему понадобится постоянно развивать свои знания в области программирования. Также необходимо успевать следить за всеми изменениями в сфере компьютерных технологий, в чём пригодятся любознательность и умение работать с большим количеством информации. Физически не активная работа программиста требует от него усидчивости, сосредоточенности и умения доводить до конца продолжительные, рутинные дела. Современному программисту не обойтись без знания английского языка. Он должен отлично знать принципы работы компьютера. Для работы над крупными проектами ему не обойтись без инициативности и умения работать в коллективе)

- Почему нужны именно эти качества и навыки? (вопрос на обдумывание)

- Где учат на программиста и как можно усовершенствовать свои знания после базового образования? (учат в ВУЗах, улучшить свои знания можно только постоянным обучением, работой в этой сфере)

- Как вы думаете: каковы трудовые обязанности программиста? (первым этапом в деятельности программиста является составление вычислительных схем. Определив алгоритм решения задачи, он должен выбрать наиболее подходящий язык программирования. Ему следует разработать модель ввода, обработки, хранения, выдачи информации. Обязательна проверка программы, устранение обнаруженных недостатков. Когда его программой уже активно пользуются, он может вносить правки, ориентируясь на пожелания или собственные наблюдения, возможно создание её новых версий. В обязанности этого специалиста может входить консультирование пользователей программы или клиентов компании, с которой он сотрудничает)

- Востребованная ли это профессия? (достаточно востребована на рынке труда)

- Как вы считаете почему она востребована? (это связано с развитием компьютерных технологий и Интернета. Такие специалисты участвуют в разработках различных программ для текстовых редакторов, сайтов, игр, систем видеонаблюдения, сигнализации и т.д.). Вокруг нас становится всё больше робототезированной техники. Вокруг появляется “Мир интернет-вещей” (Internet of Things, IoT ). Все эти изменения требуют создания новых программ, то есть требуются программисты)

- Возможно ли программисту построить карьеру? (Он может найти применение своим профессиональным навыкам в научно-исследовательских институтах, вычислительных центрах, IT-компаниях, web-студиях, учебных заведениях. Уровень заработной платы опытных специалистов достаточно высокий, он будет зависеть от места и эффективности их работы. Программисты также могут стать владельцами собственного бизнеса и предлагать покупателям новые проекты и технические разработки)

- Что может помешать обычному программисту стать хорошим? (нежелание продолжать обучение, незаинтересованность в новинках и технологиях компьютерного рынка)

- Это мужская или женская профессия? (не имеет значения, хотя преимущественно больше мужчин-программистов, чем женщин)

- Что может помешать вам стать программистом? (разговор с классом)

  1. Закрепление полученных знаний в игровой форме

Перед игрой педагог обращается к школьникам.

Педагог : итак, мы получили общие представления о программистах и их работе, но по-моему мы упустили что-то очень важное. Самое главное - что должен уметь программист перед тем, как приступать к написанию программы? Вот ему дали задачу, какую работу в голове должен проделать программист?

Школьники : (называют различные варианты)

Педагог : самое главное, что должен уметь делать программист - составлять точную и эффективную последовательность своих действий, то есть составлять алгоритм ! Что за чем идет, как и когда? С алгоритмами мы повсюду встречаемся в жизни. Какие вы знаете самые простые алгоритмы? Коля , расскажи какие действия и в какой последовательности ты выполняешь для того, чтобы после пробуждения почистить зубы? (Коля рассказывает). Какие еще алгоритмы вы знаете?

Школьники : (называют)

Педагог : как вы думаете почему так важен грамотный алгоритм?

Школьники : (дают варианты ответов)

Педагог : потому что от правильной последовательности действий напрямую зависит результат. Очень важно все грамотно распределить. Вспомните - как вы чистите те же зубы: на щетку кладете пасту и чистите. Удобно? Удобно. А если наоборот - сначала почистить зубы просто щеткой, а потом положить на нее пасту - будет результат? Нет, не будет. Зубы останутся нечищеные. Еще можете привести примеры - где важна правильная последовательность действий?

Школьники : (предлагают)

Педагог : так это простые алгоритмы, а представьте - как много нюансов нужно учесть при написании сложной программы? Вот сейчас мы и попробуем прописать грамотные алгоритмы - сейчас вы станете самыми настоящими программистами...

Педагог : еще важно не только написать правильный алгоритм, но и написать его правильным образом. Правильный компьютерный алгоритм - это тот, который выполняет свою работу наиболее быстро, при этом экономя вычислительные ресурсы процессора. Как вы думаете, в каких алгоритмах скорость важнее всего?

Школьники : (предлагают)

Педагог : скорость алгоритма важна, например, для поисковых систем. Посмотрите как быстро работает google или yandex. А станете ли вы целый час ждать свой навигатор, чтобы тот рассчитал оптимальный маршрут? Чтобы написать оптимальным алгоритм, требуется хорошее знание математики.

Давайте поиграем.

Класс разбивается на три команды.

I тур. (Упрощенное знакомство с азами программирования)

Задача для каждой команды - на бумажке подробно прописать последовательность действий для робота, которому нужно выполнить задачу!

Задача! Написать на доске “Привет”, повернуться, помахать рукой классу, а потом стереть надпись и вернуться на свое место.

Педагог приводит пример:

Становится туда.

Делает пять шагов вперед, поворачивается на 90 градусов влево (если это ближайший проход к учительскому столу. Если не ближайший, то делает столько шагов, сколько надо), наклоняется, берет в правую руку журнал, выпрямляется, поворачивается на 90 градусов вправо, разворачивается еще на 180 градусов, делает вперед 5 шагов.

  1. Робот делает один шаг вперёд;
  2. Берет со стола предмет (П);
  3. Если этот предмет - классный журнал (Ж), то {
  4. Выполняет пункт 3;

  5. // примечание: пункт 5 «зацикливает» робота до тех пор, пока не будет найден журнал. В хорошей программе не помешает инструкция для робота на тот случай, если все предметы будут пересмотрены, а журнала там нет.
  6. новый
  7. // примечание: синтаксис «продвинутого» варианта приведен на языке Java

Роботом будет любой участник из команды противника.

Все роботы садятся на задние парты и ждут указания учителя.

Команды 5 минут прописывают последовательности (программы) и отдают все свои программы учителю. Он читает, а роботы делают то, что говорит учитель по написанному.

По очереди!

Программы должны быть примерно такими: “робот встает из-за парты, делает шаг вправо и 10 шагов прямо, правой рукой берет мел, подносит его к доске и пишет на доске русскими буквами слева направо “ПРИВЕТ и т.п.”. То есть максимально подробно и точно.

Робот не может делать ничего такого, чего не будет в программе. То есть, если написано только лишь “пишет на доске”, то робот делает вид, что пишет. Мел он не должен брать , потому что про мел ничего сказано не было! Это считается ошибкой программирования. Ошибка фиксируется и тогда робот уже может сам ее исправить, то есть в данном случае взять мел, чтобы продолжить выполнение программы. Та команда, которая допустит меньше всего ошибок - выиграла.

II тур. (Усложненное знакомство с программированием).

Так же командам дается задача, но теперь для ее выполнения могут быть препятствия извне. То есть программы должны включать альтернативные решения. Например такие: “если робот не сможет сделать прямо 10 шагов, то он должен повернуть влево, переступить через стул, сделать еще шаг и сделать 10 шагов вперед, к доске.”

Педагог приводит пример:

«Пример алгоритма для робота, сидящего с краю на задней парте, которому нужно взять классный журнал со стола учителя и вернуться на место »:

Робот встает, делает шаг вправо (если проход справа).

Становится туда.

Делает пять шагов вперед, поворачивается на 90 градусов влево (если это ближайший проход к учительскому столу. Если не ближайший, то делает столько шагов, сколько надо), наклоняется, берет в правую руку журнал, выпрямляется, поворачивается на 90 градусов вправо, разворачивается еще на 180 градусов делает вперед 5 шагов.

Разворачивается на 180 градусов, делает шаг влево.

Становится туда. Садится. Журнал кладет перед собой на парту.

Вот «продвинутый» вариант этого алгоритма :

  1. Робот делает один шаг вперёд;
  2. Повторяет пункт 1 (шаг) до тех пор, пока не достигнет стола;
  3. Берет со стола предмет (П);
  4. Если этот предмет = классный журнал (Ж), то {
  5. робот разворачивается на 180 градусов
  6. выполняет пункт 1 до тех пор, пока не вернется на свое место, затем переходит к пункту 6; }
  7. Выполняет пункт 3;
  8. Произносит: “Программа выполнена”. the end.

  9. // примечание: пункт 5 «зацикливает» робота до тех пор, пока не будет найдет журнал. В хорошей программе не помешает инструкция для робота на тот случай, если все предметы будут пересмотрены, а журнала там нет.

// примечание: в пункте 3 должна быть формулировка «берет со стола новый предмет» (иначе робот так и будет брать один и тот же предмет)

// примечание: синтаксис языка Java

Педагог предупреждает школьников - с чем могут быть связаны возможны препятствия:

  • проходимость,
  • тряпка,
  • ограниченность движений.

Затем, при выполнении программы для каждой команды, педагог создает следующие препятствия :

  • перегораживает проход роботу в ряду,
  • убирает мел/тряпку к себе на стол,
  • после написания не дает повернуться к классу,
  • снова перегораживает проход робота к своему месту.

При возможности времени и желания, игру можно усложнить, добавив третий тур, с двойными препятствиями!

  1. Правда или миф?

Педагог называет некоторые интересные факты о программистах и спрашивает у учеников: правда это или миф? Дети должны отгадать правильный ответ. Педагог, объясняя правильный ответ, заодно и рассказывает различные интересные факты о профессии.

Правда или миф: что программист неприхотлив, то есть кроме компьютера ему ничего не нужно?

Миф! Один из самых известных мифов. Мнение о том, что единственные необходимые для программиста вещи - это компьютер и удобный стул, действительно имеет право на существование, однако исключения все же встретить можно. К примеру, один из самых известных российских программистов Михаил Донской в интервью газете Труд заявил: "Могу сказать точно, что у меня дома мебели достаточно... Только компьютер и матрас могут быть у хакера в кино". К тому же высокопрофессиональные специалисты все чаще ценят уют и могут себе позволить им воспользоваться - ведь их работа достойно оплачивается. Поэтому не вызывает удивления, когда программист приобретает себе эргономичное кресло, стоимостью от 1000 долларов.

Правда или миф: что программист - это вечный холостяк, которому не нужны отношения, которые будут только отвлекать его?

Миф! Истории о том, что для настоящих "программеров" общение с женщиной - лишняя и ненужная трата времени, в большинстве своем все же неверны. Программисты, конечно, люди увлеченные, но, как говорится, ничто человеческое им не чуждо. Все-таки женского тепла и ласки хочется всем: и менеджеру, и самому заядлому компьютерщику. "Вполне понятно, откуда растут ноги у этого мифа. Программисты зачастую слишком увлечены своей работой, и это распространяется далеко за пределы рабочего времени. Что там говорить: ситуация, когда девушка силой оттаскивает своего молодого человека от экрана компьютера, не редкость", - рассказывал программист Дмитрий Кафлик.

Правда или миф: что программист - это человек, который все свое время проводит в сети?

Так ли это? Действительно ли все общение ограничивается сообщениями в социальных сетях и популярных мессенджерах? Точного ответа на эти вопросы не существует. Так, одни "программеры" честно, опустив голову вниз, признаются, что дальше родного монитора уже никого не видят, за исключением родственников и продавщиц в магазинах. А другие все-таки пытаются оправдаться и говорят, что живое общение в их жизни присутствует, правда, только на работе. Однако доступ к Интернету есть сегодня у всех и эта болезнь уже носит общий характер. Так зачем же обвинять в ней одних лишь программистов?

Правда или миф: что программисты, если и читают, то только о компьютерах?

Миф! Один из немногих мифов, который с легкостью разбивается вдребезги о стопку книг, на обложках которых красуются мифические персонажи из произведений Лукьяненко, Фрая, Перумова и др. Фэнтэзи - один из излюбленных жанров многих программистов. В общем, сами они даже находят этому объяснение, ссылаясь на работу с "нематериальными, виртуальными и абстрактными вещами".

Правда или миф: что программист - это человек без хобби?

Почти правда! Всем известна народная мудрость о том, что идеальная работа - та, которая позволяет не просто обеспечить себе безбедное существование, но и приносит удовольствие, то есть является в каком-то смысле еще и хобби. Если отталкиваться от этого утверждения, то программистов можно считать действительно счастливыми людьми. Так как в их случае компьютер заменяет абсолютно все прочие занятия. Времени на кисти с красками у "вершителей компьютерных судеб" в большинстве случаев все же нет. Хотя, если принимать походы в кино, чтение книг и решение головоломок за хобби, то даже самого фанатичного компьютерщика можно уличить в занятиях "посторонними" вещами.

"Программисты с удовольствием ходят в кино, в театры, и хобби у них есть, если времени хватает. В советские времена лично я, например, любил играть в бридж", - признавался Донской.

Правда или миф: что у программиста вечный бардак на столе?

Правда! Этот стереотип полностью отражает действительность. Хотя программистов-эстетов, поддерживающих идеальный порядок на столе, все-таки встретить можно, правда, редко.

Правда или миф: что программисты не любят ходить в парикмахерскую?

Правда! Длинный хвост вместо аккуратной стрижки - главный атрибут практически любого уважающего себя программиста. Объяснений этому феномену пока не найдено. Более того, этот признак уже стал настолько неотделим от образа программиста, что многие работодатели "прощают" им их нелюбовь к парикмахерам, закрывая глаза на строгий дресс-код.

Правда или миф: что среди женщин хороших программистов не бывает?

Миф! Судя по всему, этот миф выдумали сами мужчины. Женщин-программистов мало - это факт, но высококвалифицированных специалистов среди них не меньше, чем среди представителей сильного пола. Более того, бытует мнение, что женщины-программисты более внимательны и аккуратны, чем их недоброжелатели противоположного пола.

  1. Резюмируем!

Педагог : итак, что же мне теперь ответить первокласснику? Кто такой программист и чем он занимается?

Ученики с места перечисляют все, что они узнали на уроке. Педагог может задавать наводящие вопросы из серии тех, которые уже указывались выше.

Педагог: а теперь поднимите руки те, кто захотел стать программистом? А кто еще не решился?

Педагог выясняет - что им мешает?

  1. Домашнее задание

Подготовить дома выступление, которое простым языком расскажет учащимся - как пишутся компьютерные игры. В чем заключается работа программиста, кто еще к этому причастен и как это все делается на практике.

  1. Приложение

Для ребят, которые считают себя специалистами в области программирования, педагог проводит небольшую викторину. Ответ принимается у того, кто быстрее поднимет руку. Дополнительным плюсом будет, если ученик сможет объяснить свой вариант ответа.

Тот ученик, который больше даст правильных ответов, будет считаться специалистом - ему приз.

1941 год) — то есть празднование крэки . Компьютерный взломщик является более общим понятием и включает в себя понятия «крэкер» и одно из значений слова «хакер »).

  • никто, к программированию это не относится
  • ПРИЛОЖЕНИЕ: ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

    • Специально разработанные занятия для детей по программированию вот тут: http://www.coderussia.ru/teachers.html
    • «Правда или миф» - свежие статистические данные о программистах:
      http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/224945/

    ДРУГИЕ НАШИ БЕСПЛАТНЫЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

    Подробное описание мультсериала “Калейдоскоп Профессий”:

    С профессиями ребенка знакомят еще в детском саду, а в начальных классах школы эти знания расширяются и закрепляются. Конечно, невозможно охватить все существующие в мире профессии, но об основных ребенок должен знать - это врач, учитель, летчик, повар, столяр, инженер и другие. Но, что не удивительно в наш век компьютерных технологий, сейчас многие детки хотят стать программистами, чтобы делать игры. Что же, хорошая профессия, но нужно осознать, какие качества потребуются для успеха на этом поприще. Обсудить все эти моменты и призывает задание учителя по предмету окружающий мир написать доклад или презентацию о будущей профессии, которую выбрал для себя ребенок.

    Презентация про профессию программист

    Я хотел бы в будущем стать программистом. Программист - человек, умеющий разрабатывать программы.

    Они нужны для телефонов, компьютеров, планшетов, игровых приставок, цифровых видеокамер, фотоаппаратов и даже для роботов. Без специальных программ это все не будет работать.

    Все, что мы видим на экране, когда включаем компьютер или сотовый телефон, сделали программисты, в том числе все компьютерные игры и сайты в интернете.

    Эта профессия появилась меньше 100 лет назад, когда создавалась первая электронно-вычислительная машина, похожая на огромный калькулятор.

    Человек, выбравший эту профессию, должен много знать о компьютерах и компьютерных программах, знать английский, уметь логически мыслить. Важное качество программиста – внимательность, потому что программы с ошибками работать не будут.

    Я постараюсь развить в себе эти качества и стать хорошим программистом.

    Вопросы по презентации:

    1. Кто такой программист?
    2. Для чего нужны программы?
    3. Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

    Описание профессии:

    Программист - это специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения (ПО) для персональных, встраиваемых, промышленных и других разновидностей компьютеров, то есть программированием. Это может быть как руководитель крупных проектов по разработке ПО, так и «одиночка», пишущий код конкретной программы.

    Перед большинством предприятий и организаций рано или поздно встает вопрос автоматизации, и многие управленцы стремятся использовать достижения современных информационных технологий, поэтому программист является своего рода консультантом, выполняющим посредническую функцию между тем, чего желает получить руководитель, и тем, что предлагает на данный момент мир высоких технологий.

    В тех разработках, где нужен прежде всего поиск творческих решений, российские профессионалы считаются наиболее сильными во всем мире.

    Различают системных и прикладных программистов. Прикладной - это специалист, который осуществляет разработку и отладку программ для решения различных задач. Системный - специалист, занимающийся разработкой, эксплуатацией и сопровождением системного программного обеспечения.

    Программирование возникло тогда, когда появилась первая электронно-вычислительная машина, а может немного ранее. В 1944 году была разработана мощнейшая по тем временам вычислительная машина «Марк-1», а уже в 70-х годах ХХ века эта профессия стала престижной и хорошо оплачиваемой, не смотря на то, что развитие программирования в различных странах эволюционировало совершенно по-разному. Без программистов сложно представить нашу нынешнюю жизнь. Интернет играет важную роль в развитие бизнеса и не только. Если нужно найти информацию, мы ищем через поисковую систему подходящие веб-ресурсы. Собственный сайт помогает в работе, является визитной карточкой фирмы. Если бы не умение программистов создавать нечто уникальное, то на Интернет страшно было бы смотреть.

    Личные качества:

    Практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений. Поэтому способность к самообучению – один из главных навыков, которым должен обладать программист.

    Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии. Для таких специалистов очень важно умение работать: в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета). Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки управления проектами и коллективом, самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу.

    Образование (Что надо знать?):

    Программистов готовят во множестве высших учебных заведений. Хотя в этой сфере успешно работает и множество специалистов с другим образованием, а иногда даже вообще без высшего образования.

    Много хороших программистов - самоучки.

    Самым важным в процессе обучения является не столько прослушивание лекций, сколько решение задач и участие в различных учебных проектах. Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами». Информационные технологии развиваются очень быстро, поэтому для таких специалистов необходимы навыки самообразования, чтобы после получения основного диплома идти в ногу со временем и не терять квалификации. Специалисту в этой области нужно знать языки программирования, уметь создавать веб-страницы, владеть иностранным языком (английским как минимум) и постоянно совершенствовать свои знания, так как через несколько лет он может оказаться не удел. Не все программисты создают сайты. Есть те, которые разрабатывают программы специально для работы конкретного предприятия (прикладные программисты).

    Место работы и карьера:

    В основном в России требуются программисты -"прикладники": практически любая компания сегодня нуждается в автоматизации своего бизнеса, в возможности работать по внутренней компьютерной сети и быстро обмениваться информацией в электронном виде между подразделениями и отделами, вести учет продукции, закупок, реализованного товара.

    Они адаптируют, а если нужно, и разрабатывают пакет специальных программ, учитывая особенности бизнеса организации: одно дело автоматизировать деятельность издательского дома, другое - торговой фирмы или ресторана.

    Однако многим предприятиям требуется не только автоматизация бизнеса, но и постоянный мониторинг налаженной системы, ее изменение в случае расширения компании, поэтому работодатели готовы к зачислению программистов к себе в штат.
    Все же некоторые организации предпочитают заказывать автоматизацию своего бизнеса специализированным ИТ-компаниям, предоставляющим такие услуги.

    Способность к самообучению - один из главных навыков, которым должен обладать программист. Особым спросом на рынке труда пользуются программисты 1С - те же «прикладники», но адаптирующие уже готовый пакет программ фирмы «1С» к нуждам конкретного предприятия, главным образом бухгалтерии. Анализируя требования заказчика, они устанавливают программы, которые облегчают расчеты, оптимизируют работу персонала, налаживают документооборот.

    Еще одна сфера деятельности программиста - web-программирование: разработка, модернизация и поддержка сайтов. Эта область требует многих специфических знаний - PHP, MYSQL, XHTML, CSS, JavaScript, XML. Причем очень часто работодатели желают получить профессионала «два в одном» - web-дизайнера и web-программиста, чтобы он не только решал технические вопросы (быстрая загрузка сайта, работа ссылок, поисковика), но также занимался и оформлением сайта, а иногда даже и его информационным наполнением.

    Можно основать собственный бизнес, который потенциально может оказаться очень доходным (достаточно вспомнить, что Билл Гейтс, основатель корпорации Microsoft, стал благодаря своему детищу самым богатым человеком в мире). Однако для того, чтобы успешно управлять таким бизнесом, недостаточно уметь создавать хорошие компьютерные программы; для этого требуются основательные знания в области экономики, юриспруденции, менеджмента.

    Родственные профессии:

    Веб - Дизайнер, системный администратор, верстальщик

    Программист сегодня — одна из самых востребованных и распространенных профессий. Известность о ней такова, что, похоже, не нуждается в подробном рассказе. Популярными также стали и зарплаты программистов, и осведомленность в этом вопросе делает ее очень привлекательной. Но каков «входной билет», ведь если все так хорошо, какую цену придется заплатить?

    Почему это так называется?

    Программист — человек, который создает программы. Программа — перечень команд, которые должно выполнять какое-либо устройство. Шарманка, исполняющая мелодию при вращении барабана с колышками или при продвижении ленты с отверстиями (перфоленты) — пример такого программируемого устройства. А вот эти барабан или лента — программы для шарманки, и их создал программист.

    Сегодня программист создает компьютерные программы — перечень команд для компьютера — программный код, и как они сами в шутку говорят: «программист кодит».

    Код пишется на языке программирования. Практически все языки программирования содержат команды, выраженные словами английского языка. Образно говоря, программист пишет письмо компьютеру на специальном языке, который выглядит как англоязычный текст со множеством знаков препинания и отступов — как в поэмах Владимира Маяковского.

    Какими они бывают?

    Программисты специализируются по программам (системам), языкам, конкретным продуктам. Подробную классификацию приводить не буду, но ясно, что есть те, кто работает с прикладными программами и целыми системными.

    Программисты находят работу в интернет-компаниях (Яндекс, Гугл и пр.), трудятся над бухгалтерскими и кадровыми программами (1С, Контур, Босс, Парус, АйТи, Галактика и пр.), поддерживают работу систем управления предприятиями (ERP) SAP R3, ORACLE, Axapta, Navision и пр. или их модулей (отдельных больших программ).

    Есть те, кто специализируется на научных расчетах, на программах для мобильных телефонов, устройств связи и телевидения, для управления механизмами и производственными линиями, полетами летательных устройств.

    Что делают современные программисты?

    Сегодня все понимают, что профессия программиста сегодня становится профессией номер один. Программисты работают практически во всех областях. Даже в тех организациях, которые, казалось бы, были далеки от цифровых технологий: дошкольные учреждения, тюрьмы. Нынче ни одна организация не обходятся без доступа в интернет или какого-либо программного обеспечения.

    Сегодня создаются продукты, анализирующие Big Date — огромные массивы данных, полученных из разных источников, например, перекрестная обработка данных из социальных сетей позволяет увидеть моральные ценности и политические взгляды разных категорий людей, их товарные предпочтения и пр. Этим пользуются политические партии, правительственные органы для управления мнениями и поведением людей. Скандал, поднятый в США по поводу вмешательства российских программистов в выборы президента, связан с эффектами именно таких технологий.

    Другая прогрессивная и развивающаяся технология — робототехника. Робот — это не столько сервоприводы, видеокамеры и материалы, сколько программное обеспечение. Улыбку на человеческом лице создают несколько десятков пар мышц. Улыбку на лице робота создают несколько пар соленоидов, но управляют ими очень сложные программы.

    Также непросто было заставить робота плавно ходить, перенося центр тяжести тела так, как это делает человек. Это было большим достижением, за которым последовали другие победы: бег, сальто и пр.

    Еще одна прорывная технология: поиск конкретного человека через уличные камеры, оценка его эмоционального состояния, что связано с технологиями распознавания лица человека. Так ищут, например, злоумышленников. Вернее, пытаются это делать во всех странах мира, однако наши технологии в этой сфере — самые сильные.

    Какими качествами надо обладать?

    Создавая программу или сайт, программист должен представлять в голове сложные процессы и взаимосвязи данных. Значит, он должен обладать незаурядным интеллектом, хорошим пространственным воображением, отличной памятью и так называемым алгоритмическим мышлением — способностью разложить сложный многомерный процесс на этапы и фрагменты, найти ключевые точки, требующие данных для решения задачи на этом этапе, подобрать операции, методы и средства решения задачи.

    А об усидчивости программистов ходят легенды и шутки. Все знают, что программисты работают допоздна и даже ночами напролет. Хотя, это, скорее, объясняется высокой мотивацией к работе. Да, программисты — очень увлеченные люди. Они понимают, что создают что-то новое и полезное.

    Как стать программистом?

    Различают два уровня квалификации: техник-программист (образование средне-специального уровня) и инженер-программист — квалификация, присваиваемая при получении высшего образования.

    Сегодня специалистов готовят по широкому спектру программистских специальностей:

    «Прикладная математика и информатика», «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Программирование в компьютерных системах», «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика», «Информационная безопасность» и другие.

    Сегодня практически в каждом университете или институте, где есть «кибернетический» факультет или хотя бы факультет математики, можно найти одну из перечисленных специальностей.

    Понятно, что основным экзаменом для учебы в вузе по этой специальности является математика.

    Вместе с тем, существует и другой путь в профессию: получение дополнительного образования и даже самообразование.

    Мой отец говорил мне в семидесятых годах, возможно, повторяя слова кого-то из основоположников кибернетики: «Образованный человек должен знать хотя бы один язык программирования». Слова пророческие, они означают, что программирование должен знать и неспециалист. Хотя бы для того, чтобы общаться с программистами, которые порой представляются нам «инопланетянами», которые на понимают нас, но и мы не постигаем их языка.

    Программистами становятся также люди, обладающие близкими специальностями: физики, инженеры, финансовые специалисты. Нередко они оканчивают специализированные курсы, а чаще всего, занимаются самообразованием, самостоятельно постигая программирование. Как правило, они озадачены решением своих научных или практических проблем, требующих создания программ. И нередко они и сами разрабатывают для себя такие программы. Создав программу для себя, они доводят ее до коммерчески значимого образца, выходят на рынок программных продуктов и становятся профессионалами.

    Как строится карьера в этой профессии?

    Есть программисты, которые работают в организациях — там они перемещаются по карьерному конвейеру малой скоростью, ведь он очень короток. Впрочем, как правило, программистом движет не высокая должность, а интересные задачи. В основном от высокой должности они ожидают возможность ставить задачи другим программистам при разработке комплексных проектов.

    Другой класс программистов — самостоятельные специалисты. Некоторые из них получили известность, и для них — это вершина карьеры. Такие программисты, словно художники или писатели, создают оригинальные и сильные продукты, которые приносят им славу.

    Лет тридцать назад основатель компании Microsoft Билл Гейтс предложил миру идею и даже чертеж карманного устройства, который заменит телефон, паспорт, кошелек и прочее. Тогда мир еще не был готов ее реализовать. Сегодня мы видим ее воплощение. Но что важнее: устройство или программа, управляющая им? Он же как-то сказал про конкурента, сделавшего очередной компьютер, примерно следующее: «Ну сделал он очередную коробочку. А кто напишет для нее программу, чтобы она заработала?».

    Публикации по теме