Библиотечно информационная деятельность что. Теоретические и образовательные аспекты библиотечной деятельности в высшей школе. Сущностная характеристика библиотечно-информационной деятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сборник учебных программ и методических материалов

по специальности 071201

Тамбов - 2005

Утверждено кафедрой библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина 7 апреля 2005 г., протокол № 5

Редактор-составитель: Борисов Б. В., кандидат педагогических наук, профессор

Рецензенты: Скворцов В.В., доктор педагогических наук, профессор

Марчева О.Б., кандидат педагогических наук, доцент


Введение
Общепрофессиональные дисциплины
Информатика
Социальные коммуникации
Документоведение
Общее библиотековедение
Общее библиографоведение
Аналитико-синтетическая переработка информации
Информационные технологии
Специальные дисциплины
Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов»
Информационные ресурсы
Информационно-аналитические технологии
Аналитика текста
Информационно-аналитические продукты и услуги
Организация информационно-аналитической деятельности
Интеллектуальные информационные системы
Квалификация «Менеджер информационных ресурсов»
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Управление библиотечным делом
Экономика библиотечно-информационной деятельности
Инновационно-методическая работа библиотек
Документационное обеспечение управления
Практика
Итоговая государственная аттестация

ВВЕДЕНИЕ

Специальность 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №181 от 24.01.2002 г. и в соответствии с «Общероссийским классификатором специальностей по образованию» (ОК 009-2003) входит в укрупненную группу специальностей 070000 «Культура и искусство» по направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утвержден 13.02.2003 г. и является стандартом второго поколения. Из предлагаемых стандартом четырех квалификаций в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина реализуются две:

Референт-аналитик информационных ресурсов;

Менеджер информационных ресурсов.

Квалификационные характеристики выпускников зависят от избранной квалификации.

Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности референта-аналитика как дипломированного специалиста высшей квалификации - информационная и библиографическая наука и практика.

Основные области применения референта-аналитика - информационные центры, специализированные библиотеки или информационно-аналитические отделы различного назначения, органы управления, правоохранительные органы, экономические, банковские, налоговые учреждения, учебные заведения, общественные организации, ассоциации и объединения, предприятия различной организационно-правовой формы, в различных отраслях хозяйства страны.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.

Основные задачи профессиональной деятельности референта-аналитика - оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника - аналитико-синтетическая переработка информации, создание и ведение баз данных, информационное моделирование объектов, информационное сопровождение процессов профессиональной деятельности, управление информационными ресурсами различных учреждений.

Производственно-практическая, включая управленческую,

Методическая,

Экспертно-консультационная,

Научно-исследовательская.

Квалификация «Менеджер информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности выпускника как дипломированного специалиста высшей квалификации - теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - управление информационно-библиотечным обслуживанием; комплектованием и организацией фондов, библиографической деятельностью библиотек; структурными подразделениями и персоналом библиотеки.

Основные задачи профессиональной деятельности менеджера информационных ресурсов - стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы.

Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:

Производственно-практическая, включая управленческую;

Экспертно-консультационная;

Научно-исследовательская.

Выпускники обоих квалификаций подготовлены к продолжению образования в аспирантуре по специальности 05.25.03 «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

В настоящий сборник включены учебные программы дисциплин федерального компонента общепрофессионального (ОПД) и специального (СД) циклов дисциплин, программы практик и структура итоговой государственной аттестации.

Программа каждой учебной дисциплины включает следующие разделы:

Организационно-методический раздел;

Распределение часов курса по темам и видам работ;

Форма итогового контроля;

Учебно-методическое обеспечение курса.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.01 ИНФОРМАТИКА

I. Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса - знакомство с основными понятиями информационного общества и освоение новых информационных технологий.

1.2 Задачи курса:

Познакомиться с основными понятиями информатики;

Изучить теоретические основы современных компьютерных технологий;

Освоить новые информационные технологии на базе применения компьютерной техники.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

1.4 Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

Основные понятия информатики;

Историю развития информационных технологий;

Современное состояние информационных технологий.

Студент должен уметь:

Пользоваться современными информационными технологиями;

Применять компьютерные технологии в практической деятельности.

II . Содержание курса

1. Разделы курса

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Раздел 2. Техническая основа информатизации

Раздел 3. Программное обеспечение

2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Тема 1. Информация

Виды информации, ее свойства, измерение информации, кодирование информации. Сигналы, данные, системы счисления, единицы измерения информации.

Тема 2. Информатизация

Информационное общество. Процессы информатизации. Создание информационной инфраструктуры. Повышение информационной культуры членов общества.

Тема 3. Информационные системы

Структура, жизненный цикл, принципы функционирования информационных систем. Классификация информационных систем. Информационно-поисковые языки. Системы индексирования.

Тема 4. Обработка информации

Библиотеки, библиография и библиографическое описание

Библиотеки - один из древнейших общественных институтов, который обеспечивает сбор, хранение и доступ к накопленному человечеством знанию, записанному в текстах. Древнейшие из дошедших до нас книг датируются началом 3-го тысячелетия до н.э., а библиотеки - серединой 1-го тысячелетия до н.э. До ХХ в. все элементы информационной культуры накапливались и осмыслялись в библиотечном деле. Поэтому часто говорят об этой сфере культуры как об информационно-библиотечной.

На протяжении тысячелетий библиотека развивалась, по -разному осуществляя свои главные функции - создание фондов документов (записей, книг, журналов) и обслуживание информационных потребностей своих читателей. Поначалу это были очень закрытые библиотеки - дворцовые, храмовые, монастырские, университетские. Лишь в XIX в. они начали становиться более открытыми для широкого круга читателей. В наше время библиотека как общественный институт претерпевает сильные изменения. В условиях распространения электронных информационных технологий происходит заметное перераспределение баланса между основными библиотечными функциями и самого существа этих функций. Информационное обслуживание выдвигается на первый план, а создание фондов обобществляется. Обслуживание читателей все больше ориентируется на электронные носители и использование глобальных сетей, а приобретение литературы - на кооперацию библиотек (координацию комплектования фондов, приобретение литературы, особенно журналов, консорциями библиотек).

В федеральном законе Российской Федерации о библиотечном деле (от 29 декабря 1994 г.) библиотека определяется как "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации".

Типология современных библиотек сложна и составляет особый раздел библиотековедения. Общепринято деление библиотек на два типа:

· массовые библиотеки,

· научные и специальные библиотеки.

Классифицировать библиотеки можно по самым разным основаниям:

· по роду занятий читателей (школьные, университетские, научных учреждений);

· по территории (городская, сельская, районная, областная);

· по виду собственности (государственные, общественных организаций, личные).

Поскольку таких оснований деления может быть много, то и соответствующие им классификации можно создавать по мере необходимости. Особый тип составляют национальные библиотеки, существующие во всех развитых странах мира. Первой такой библиотекой была объявлена в 1800 г. Национальная библиотека Франции, самой крупной - Библиотека конгресса США (100 млн ед. хранения). Большинство национальных библиотек выполняет пять основных функций. Они получают на основе обязательного экземпляра и сохраняют все издания, выходящие в стране, издают национальную библиографию, являются крупнейшим в стране хранилищем иностранной литературы, обслуживают все три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную) и осуществляют методическое руководство библиотечным делом в стране.


В России национальными считаются три библиотеки: Российская государственная библиотека (43 млн ед. хранения, бывшая Государственная библиотека им. В.И. Ленина), Российская национальная библиотека (33 млн ед. хранения, бывшая Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) и Президентская библиотека РФ им. Б.Н. Ельцина. Ни одна из них всех перечисленных функций не выполняет, так как национальную библиографию издает Всероссийская книжная палата, у нас есть специальная Всероссийская библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудоми-но, а все ветви власти имеют собственные библиотеки.

Согласно Федеральному закону "О библиотечном деле" (1994 г.) библиотека - "информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам". Из этого определения ясно, что функционально библиотека должна состоять из четырех основных блоков: библиотечного фонда (книг, журналов и других видов изданий), читателей (которые этими изданиями пользуются), библиотекарей (которые осуществляют работу библиотеки) и материально-технического обеспечения (книгохранилищ, читальных залов, компьютеров, линий связи и других технологических средств).

Основным каналом поступления книг в библиотеки является их покупка в книжных магазинах на средства, выделяемые из бюджета, журналов - подписка в агентствах печати. Другими источниками комплектования является книгообмен с другими библиотеками, дарение из частных коллекций, для наиболее крупных и национальных библиотек - обязательный экземпляр. Система обязательного экземпляра, возникшая, как было сказано, во Франции еще в XVIII в., в настоящее время используется в основном для государственной регистрации всех изданий, публикуемых на территории государства. Она служит для учета этих изданий, их отражения в государственной библиографии и ведения книжной статистики. В нашей стране эти функции выполняет Российская книжная палата.

Отдел комплектования библиотеки осуществляет эту работу в соответствии со своим профилем комплектования и инвентаризирует полученную литературу. Затем она поступает в отдел обработки, где каждый экземпляр книги подвергается аналитико-синтетической обработке, т.е. библиографическому описанию и систематизации, которые необходимы, чтобы книга была отражена в алфавитном и систематическом каталогах библиотеки. После этого она поступает в отдел хранения, где определяется ее место на полках книгохранилища в соответствии с принятой в библиотеке системой расстановки книг.

Расстановка книг на полках может осуществляться по их содержанию в соответствии с некоторой схемой классификации, по их высоте (т. н. форматная расстановка), в порядке поступления (по инвентарным номерам) или по комбинации этих признаков. Внутри каждой классификационной рубрики книги расставляются по алфавиту фамилий их авторов. Чтобы облегчить библиотекарю ежедневную работу по снятию затребованных книг с полки и их постановке на место , американский библиотекарь Чарльз Кеттер (1837-1903 гг.) придумал специальный знак, который во всем мире называется его именем, а у нас авторским знаком. Он состоит из первой буквы фамилии автора и номера, присвоенного следующему за ней двух- или трехбуквенному сочетанию. Этот знак обычно печатается на обороте титульного листа книги, входит в ее библиотечный шифр и избавляет библиотекаря от необходимости соблюдать строгий алфавитный порядок при постановке ее на место в книгохранилище.

Наряду с основным книгохранилищем многие библиотеки создают удаленное архивное хранение для малоспрашиваемой литературы и подсобные фонды вблизи от кафедры выдачи для часто спрашиваемых изданий. Крупные библиотеки, в фондах которых есть ценные редкие издания, снимают их в целях сохранности на микрофильмы - для выдачи читателям, а также потому, что микрофильм, в отличие от электронной формы хранения, проверен на долговечность по меньшей мере за последние полтораста лет.

Журналы и другие периодические издания (по аналогии с англоязычной терминологией называемые сериальными) обычно расставляются по их названиям, а внутри каждого названия - по годам и номерам. Встречается и чисто хронологическая расстановка периодики - по годам выпуска, внутри по названиям. К сериальным изданиям относят также т. н. продолжающиеся издания, выходящие нерегулярно (например, труды, ученые записки и т.п.).

Обслуживание читателей в библиотеке традиционно осуществлялось путем выдачи книг для чтения в читальном зале или же по так называемому абонементу, т.е. для чтения дома на определенный срок. Если запрашиваемой книги в библиотеке не оказывалось, ее получали из другой библиотеки по межбиблиотечному абонементу. В связи с резким удорожанием почтовых услуг теперь нужные тексты получают по электронной почте. Читатели могут за определенную плату заказывать ксерокопии, микрофильмы книг и их фрагментов, переводы текстов на иностранные языки и другие информационные услуги, например, списки литературы или библиографические обзоры по требуемой теме.

В библиотеке имеется библиографический и/или справочно-библиографический отдел, в котором сосредоточены средства информационной навигации: библиографические указатели, реферативные журналы, схемы классификации, списки предметных рубрик , тезаурусы , всевозможные картотеки, облегчающие читателю поиск необходимой информации. В современных библиотеках эти средства имеются не только в традиционном полиграфическом или карточном виде, но и в электронной форме, позволяющей вести поиск по более широкому спектру признаков. Многие библиотеки хранят электронные версии обычных книг и журналов, собственно электронные книги и журналы, не выходящие в полиграфическом исполнении, базы данных , а также звукозаписи, видеофильмы на магнитных носителях. Поскольку такие издания получили название "медиа", то и хранящие их библиотеки иногда называют медиатеками.

Возникло понятие электронной библиотеки. Оно пока еще не устоялось и включает национальные и международные проекты с государственной поддержкой ("Память мира" ЮНЕСКО, "Библиотека Универсалис", проект Gutenberg), коммерческие проекты (BookSearch-Google, Internet Archive, "Библиотека Мошкова"), а также коллекции электронных изданий в составе традиционных библиотек (Российская государственная библиотека, Библиотека конгресса США, Национальная библиотека Франции) и банки данных специальных изданий (стандарты, патенты , промышленные каталоги). Почти все электронные библиотеки создаются в первую очередь для улучшения доступа к изданиям, представляющим историческую, культурную или научную ценность.

Основной проблемой при создании электронных библиотек является неопределенность их правового статуса. Три четверти таких библиотек содержит материалы, защищенные авторским правом. При этом, по данным ЮНЕСКО, две трети из этих библиотек считают, что право на оцифровку дают законы страны, около половины, тем не менее, заключают соглашение с владельцами прав, а пятая часть не заботится о формальностях. Другие проблемы связаны с технологией их формирования. После того как произведен отбор книг для библиотеки, их надо отсканировать. Для этого нужно специальное оборудование, позволяющее автоматически сканировать страницы и не оказывающее слишком вредного воздействия на них. Затем приходится позаботиться о навигации по книге, т.е. быстром поиске нужных страниц, о том, чтобы полученные файлы имели один формат. Лишь после этих процессов можно создать базу данных с системой управления ею (СУБД ), для того чтобы библиотека стала доступна читателям через Интернет .

Поиск нужной литературы в библиотеке осуществляется по каталогам - алфавитному (если читатель знает автора и заглавие нужной книги), систематическому (если он ищет литературу по определенной отрасли знания, дисциплине или их разделу), предметному (если нужна информация по некоторому предмету, т.е. вопросу или проблеме). Поскольку в отечественных библиотеках предметных каталогов обычно не бывает, их часто заменяет алфавитно-предметный указатель (ключ ) к систематическому каталогу. Во многих библиотеках карточные каталоги заменяются электронными, которые позволяют вестипоиск по более широкому набору признаков.

Как правило, читатель ищет литературу по своей теме, не зная конкретных авторов и заглавий. Поэтому основным инструментом для него служит систематический каталог. В нем описания книг расположены по отраслям знания, научным дисциплинам и их разделам. Состав и порядок расположения этих дисциплин определяется принятой в библиотеке схемой классификации. Массовые библиотеки в России пользуются Библиотечно-библиографической классификацией (ББК), созданной в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина полвека назад. Отечественные научные библиотеки ориентируются на Универсальную десятичную классификацию (УДК), созданную в начале прошлого века бельгийским документалистом и создателем информатики Полем Отле. Эта классификация основана на Десятичной классификации Дьюи (ДДК), созданной выдающимся американским библиотечным деятелем Мельвилем Дьюи в 70-х гг. XIX в.

Принцип этой схемы расположения наук обозначен в ее названии: весь универсум знаний разделяется на десять разделов, каждый из них - на десять подразделов и так до самых последних делений. Это удобно, потому что каждое деление обозначается легко запоминаемой десятичной дробью (без ноля и запятой), понятной говорящим на любом языке. Однако в этом принципе есть и недостаток, заключающийся в том, что уже в момент ее создания философы делили знания на значительно большее число разделов, не говоря о нашем времени. Так что эта классификация не отражает нынешнего представления о структуре науки, хотя ее разделы постоянно подвергаются пересмотру и уточнению.

Библиотечное дело изучается научной дисциплиной "библиотековедение", которая в "Номенклатуре специальностей научных работников" входит в раздел "Документальная информация " как единая специальность "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение".

Библиография - это многозначный термин, охватывающий библиографическую деятельность , ее результаты в виде библиографических указателей, списков и баз данных и специальную научную и учебную дисциплину библиографоведение. В обыденном сознании библиография представляется просто списком литературы. Но не всякий такой список является библиографическим. Чтобы про него можно было так сказать, надо, чтобы его можно было оценить, т.е. выяснить, соответствует ли он определенным критериям: не пропущено ли в нем что-нибудь, нет ли лишних записей. А для этого должно быть оговорено, какие виды литературы в нем отражены (например, книги, журналы, статьи и т.п.), на каком языке, за какое время, по каким наукам, предметам, вопросам и т.д. Так что обычный список использованной литературы в курсовой или дипломной работе, статье или диссертации, строго говоря, библиографией не является, хотя часто так называется.

Особенно важно в наше время, что библиография является составной частью любой науки и в совокупности - органической частью всей науки в целом. Она охватывает подготовительный этап всякого научного исследования, как бы суммирует литературупо предмету этого исследования. Это тот инструмент сохранения знания, который образует ее содержательный каркас.

Библиография во всех упомянутых ее значениях, т.е. как сфера деятельности с ее методологией, экономикой, социологией и наукой, составляет важную часть необходимой современному обществу информационной культуры. Об этом свидетельствуют и справедливые нарекания в адрес Интернета, в котором усиливается беспорядок, и несовершенство многих его поисковых машин. Большинство хаотичных и случайных технологических нововведений, призванных улучшить положение дел, не учитывает уже известных закономерностей в этой области знаний, другими словами, достижений информационной культуры.

Библиографическое описание является специализированным языком, который обслуживает библиотечное дело, библиографию, науку, информационную деятельность . Суть его заключается в том, что признаки документа (будь то рукопись, произведение печати или электронный ресурс ), необходимые для его идентификации и для информирования о нем читателей, располагаются в определенном порядке в виде элементов описания. Место каждого элемента, правила его заполнения и знаки перед элементами устанавливаются соответствующими стандартами . Это позволяет человеку, знакомому с этим языком, более или менее однозначно описать каждый документ, опознать его в тексте и определить степень его полезности для своих задач.

Этот язык развивался на протяжении веков, становясь все более точным и отражая изменения самих документов и их потоков. Многим он представляется ненужной формалистикой, без которой вполне можно обойтись, но это не так. По этому поводу в свое время хорошо написал директор Библиотеки Британского музея сэр Антонио Паницци в письме к графу Эллесмеру, 29 января 1848 г.: "Что касается людей, которые не видят трудностей…, смеются над правилами, над методикой, над принципами, над аккуратностью, над последовательностью и над другими библиографическими глупостями, то слушать их стоит не больше чем слепого, когда он обсуждает недостатки живописи или вообще искусство колорита".

Библиографическое описание (другие названия книгоописание, описание произведений печати) - сложный процесс, для профессионального владения которым надо долго обучаться, в полном объеме доступен только профессиональным каталогизаторам, опытным библиотекарям и библиографам. Всем остальным работникам умственного труда достаточно знать упрощенные правила описания, которые соответствуют недавно принятому стандарту для библиографических ссылок. Он устанавливает, что документы, в которых указано не более трех авторов, описываются под фамилиями и инициалами этих авторов.

Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2006. - 305 с.

Документы, в которых указано больше трех авторов или авторы не указаны, описываются под заглавием, т.е. названием документа, а инициалы и фамилия первого автора указываются в тексте самого описания.

История Российской книжной палаты, 1917-1935 / Р. А. Айгастов [и др.]. - М.: Рос. кн. палата, 2006. - 447 с. - ISBN 5-901202-22-8.

Составные документы, т.е. изданные в составе других документов, например, статьи в журнале или сборнике, описываются так же, как и самостоятельно изданные, но после знака две косые черты // указывается то издание, в состав которого они входят.

Адорно Т. Е. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - № 10. - С. 76-86.

Электронные ресурсы описываются так же, как и произведения печати, но с добавлением даты их обновления (если она указана), электронного адреса и даты обращения к этому ресурсу в момент его описания.

Экономический рост // Новая Россия: [библиогр. указ.] / сост. Б.Берхина, О.Коковкина, С.Канн; Отд-ние ГПНТБ СО РАН.Новосибирск, . Дата обновления: 6.03.2007. URL : http://http://www.prormetus.nsc.ru/ (дата обращения 22.03.2007).

Порядок следования элементов библиографического описания, который позволяет опознавать их при чтении, правила их заполнения, особенности описывания документов разных типов, как уже сказано, устанавливаются стандартом. Они подробно разобраны с примерами в отдельно изданном "Практикуме по поиску и библиографированию информационных ресурсов".

Органы научной информации и специальные библиотеки служат важнейшими вспомогательными учреждениями науки. Эти учреждения призваны выявлять и собирать информацию, анализировать и перерабатывать ее в формы, удобные для хранения и последующего поиска, обеспечивать ее хранение и распространение, включая выдачу по запросам. Однако осуществляя общие функции, они решают разные конкретные задачи, при помощи специалистов разного профиля и разными методами. Эти различия надо понимать, чтобы лучше использовать те возможности, которые предоставляют информационные службы и библиотеки. Одно из таких различий, касающееся информационных работников и библиотекарей, было удачно сформулировано несколько десятилетий назад группой ведущих американских ученых в докладе президенту США:

"Для перегруженного текущей работой специалиста гораздо важнее получить помощь от квалифицированного ученого-информатора, чем самому разбираться в огромном количестве литературы, полученной им из информационного центра . Квалифицированные ученые, работающие в информационном центре и вносящие свой вклад в науку, составляют ядро такого центра. Именно они превращают специализированный информационный центр в научно-исследовательское учреждение, а не в техническую библиотеку" .

Таким образом, информационный работник и библиотекарь - специалисты разного профиля. Первый из них - это специалист в определенной области, участвующий в решении проблемы и обеспечивающий свой коллектив информацией. Библиотекарь же, который тоже может иметь образование и квалификацию в одной из отраслей знания, - это специалист, владеющий методами библиографического контроля, ориентирующийся в огромном потоке книжно-журнальной продукции, понимающий психологию читателя и обладающий педагогическим мастерством руководства его чтением.

Конечные задачи информационной службы - оповещать о новых фактах и идеях, отвечать на фактографические запросы, например, что известно по данному вопросу, какими свойствами обладает данный объект , какие объекты обладают данными свойствами и т.п. Поскольку сегодня ответы на эти вопросы содержатся в научных документах и базах данных, информационные службы работают с ними и часто вынуждены вместо фактографических давать "документальные" ответы: какие сведения содержатся в тех или иных документах, в каких документах содержится необходимая информация . Следовательно, работа с научными документами - не основная деятельность информационных служб, а лишь средство для получения необходимой информации, ее интеллектуальной переработки и предоставления потребителю в удобной для использования форме.

Библиотека же - культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати и письменности и призванное помогать читателю в выборе книг, руководить его чтением. Таким образом, библиотеки и информационные службы имеют разные конечные цели и задачи, хотя во многом работают с одними и теми же научными документами.

Еще одно различие касается людей, на которых направлена деятельность этих учреждений. Потребитель информации обращается к информационным работникам за конкретными сведениями. Он вправе требовать от них точного и полного ответа на узкоспециальный запрос , поскольку они обязаны следить по документальным источникам за развитием обслуживаемых ими направлений. В библиотеке тот же самый человек выступает как читатель, которому наряду с произведениями, соответствующими его сегодняшним узким интересам, нужно дать прочитать книги и статьи, расширяющие его кругозор, повышающие его квалификацию, ориентирующие его в смежных областях, удовлетворяющие его общенаучные и широкие общественные интересы.

Наконец, если рассматривать работу этих двух типов учреждений по -крупному, то нельзя не отметить, что они работают и в разных режимах. Хотя это различие не носит принципиального характера, но такова преимущественная практика, и, по -видимому, она не случайна. Большинство информационных служб работает в режиме регулярного распространения научной информации. Он соответствует режиму поступательного развития науки, периодического выхода новых публикаций, появления непубликуемых научных документов.

Органы информации стремятся к максимально полному ознакомлению с новыми документами, осуществляют их аналитико-синтетическую переработку, а затем равномерными порциями доводят их основное содержание до сведения потребителей в виде отдельных выпусков периодически издаваемых реферативных журналов, обзоров, экспресс-информации или библиографических указателей. Одновременно информационные службы стремятся обеспечить долговременное хранение документов с целью их последующего поиска и выдачи потребителям по запросу.

Библиотеки же преимущественно работают в режиме "запрос - ответ". Они накапливают произведения печати и письменности, раскрывают их содержание и организуют их хранение таким образом, чтобы выдавать затем по запросам читателей. Правда, почти каждая библиотека или группа библиотек ведет регулярное информирование читателей о своих новых поступлениях, но эта ихдеятельность по объему значительно уступает обслуживанию читателей по запросам.

Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. – М. : «Издательство ФАИР», 2009. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Впервые комплексно исследуется библиотечно-информационная деятельность, дается анализ ее эволюции в традиционной и электронной среде. Данная деятельность рассматривается с позиций системно-деятельностного, эволюционного и синергетического подходов. Характеризуются ее сущность, структура, виды, технологические и организационные вопросы, инновационные процессы. Библиотечно-информационная деятельность представлена в контексте управления знаниями.

Книга предназначена для библиотековедов, специалистов библиотек, может быть использована в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Введение в специальность», «Библиотековедение: общий курс» и специального курса «Библиотечно-информационная деятельность теория: технология, организация».


Введение
Библиотечно-информационная деятельность как научная проблема
Раздел 1. Основы теории, технологии и организации библиотечно-информационной деятельности
1.1 Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности. Библиотечно-информационная деятельность среди других видов человеческой деятельности 19
1.2 Виды библиотечно-информационной деятельности 58
1.3 Технологические процессы. Методика библиотечно-информационной деятельности 98
1.4. Организация библиотечно-информационной деятельности 108
Раздел 2. Эволюция библиотечно-информационной деятельности
2.1 Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности 125
2.2 Особенности библиотечно-информационной деятельности в электронной среде 160
2.3.Библиотечно-информационная деятельность и управление знаниями 205
Заключение 220
Список использованной литературы 232
Предлагаемые определения некоторых терминов 339
Предметный указатель 241

Введение
Библиотечно-информационная деятельность к научная проблема

В профессиональной литературе достаточно широко используется понятие «библиотечная деятельность». Однако его определения нет в ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», хотя понятие «библиотечная деятельность» присутствует в самом названии ГОСТа в термине «информационно-библиотечная деятельность», а понятия «библиографическая деятельность» и «научно-информационная деятельность» в том же ГОСТе дефинируются.

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» (РГБ, 1997) библиотечная деятельность рассматривается как «область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек» . Здесь дефиниция термина «библиотечная деятельность» дается через более широкую деятельность, что показывает ее направленность на удовлетворение ряда потребностей населения (которые, кстати, удовлетворяют и многие другие учреждения: учебные заведения, театры, кино, музеи и т. п.), но не раскрывает хотя бы в общих чертах, как это делает библиотека, в чем специфика этой деятельности. Но в этом же словаре имеется и другой термин «библиотечная работа», в определении которого показана специфика: «выполнение различных технологических процессов (комплектования, обработки и хранения документов, ведения каталогов, баз и банков данных, разнообразных форм обслуживания и др.) в библиотеке». Поскольку словари русского языка рассматривают понятия «деятельность» и «работа» почти как синонимы, отнесем определение «библиотечной работы» и к понятию «библиотечная деятельность».

В «Библиотечной энциклопедии» (2007) представлена статья И.В. Лукашова о библиотечной деятельности, где последняя рассматривается в широком смысле как «любые индивидуальные или общественные инициативы, действия по созданию библиотек и организации их работы» и в профессиональном плане как «работа библиотекаря по формирования сети библиотек, библиотечного фонда, других информационных ресурсов и представлению их пользователям библиотеки». Как вспомогательные направления библиотечной деятельности автор характеризует научно-исследовательскую, научно-методическую работу, библиотечно-библиографическое образование. В энциклопедии имеется еще дефиниция понятия «библиотечная работа», дающая отсылку к термину «библиотечная деятельность», повторяющая сведения о видах деятельности и процессах, изложенные в статье И.В. Лукашова, и дополнительно рассматривающая библиотечную работу как библиотечный труд.

Анализ литературы свидетельствует о том, что при наличии значительного числа работ по отдельным видам и аспектам библиотечной деятельности, исследования ее как целостности отсутствуют. Так сложилась история библиотековедения, что огромный интерес к общетеоретическим вопросам деятельности в психологии (особенно в 1960–1970-е гг.), философии (1980-е гг.), отражение этого интереса в библиографоведении (монографии М.Г. Вохрышевой «Библиографическая деятельность: структура и эффективность (1989), Н. А. Слядневой «Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа» (1993)), в библиотечной науке не нашел отклика. Библиотековедение в общетеоретическом плане сосредоточилось на объектах – документах, читателях, общих для этой науки и смежных наук (назовем это направление исследований элементным, или объектным, подходом), а деятельностные характеристики изучало на уровне конкретных дисциплин – формирование библиотечного фонда, аналитико-синтетическая обработка документов, обслуживание читателей (ранее использовался термин «работа с читателями»), управление библиотеками (ныне – библиотечный менеджмент), библиотечная работа с детьми, библиотечное обслуживание инвалидов и др.

Чем отличается библиотечная деятельность от других видов деятельности – этот вопрос теоретически не ставился. В 1995 г. В.П. Леонов пытался представить в одной работе все библиотечные процессы (так называемый процессный подход в библиотековедении), однако общие их черты и отличия не были выявлены, к тому же процесс не тождествен деятельности, о чем будет сказано далее.

Между тем, целостное видение библиотечной деятельности имеет большое значение для профессии. Оно позволяет получить общее представление о библиотечной специальности, дает возможность идентифицировать ее и отличить то, что является другим видом деятельности. Сегодня это актуально прежде всего потому, что в библиотеках возникают новые виды деятельности, связанные с автоматизацией, внедрением современных информационных технологий. Целостное видение библиотечной деятельности необходимо для управления всем многообразием ее видов, организационных структур, разработки их классификации, ответа на вопрос о сохранении или изменении сущности этой деятельности в связи с технологическими и социокультурными переменами. Таким образом, целостный взгляд на библиотечную деятельность может выступить как метод для оценки будущего библиотеки.

Анализ библиотечно-информационной деятельности в целом необходим и потому, что в государственном образовательном стандарте зафиксирована специальность «Библиотечно-информационная деятельность», но это понятие не раскрыто.

Методологической основой данной работы выступает системно-деятельностный подход, который наиболее адекватен при исследовании структуры деятельности, взаимосвязей ее элементов. При этом имеются в виду разные взгляды на деятельностный подход, сформировавшийся во второй половине ХХ в. , и его критика. Так, в отличие от психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкий подчеркивал, что «в реальном мире... деятельность и действие могут и должны существовать только вместе с мышлением и коммуникацией. Отсюда и... выражение «мыследеятельность», которое... должно заменить и вытеснить выражение «деятельность» как при исследованиях, так и в практической организации» . Нельзя не согласиться с тем, что деятельность существует вместе с мышлением и коммуникацией, но для целей исследования структуры и элементов конкретной деятельности приходится в ряде случаев абстрагироваться от этого. П.Г. Щедровицкий в отличие от психологического взгляда на деятельность обращал внимание на то, что «человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди»... Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся, с непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью...» . В данной книге учитывается психологический подход к деятельности и в то же время она рассматривается не как атрибут отдельного человека, а как атрибут определенной профессиональной группы, т. е. в качестве профессиональной деятельности, которая включена в универсальную человеческую деятельность через цели, нормы, средства, технологию, условия деятельности.

Здесь используется также эволюционный подход, позволяющий «изучать социальную эволюцию с точки зрения исторической последовательности развития, в которой более поздние достижения зависят от ранних» , и цель которого, по мнению Б.А. Семеновкера, «установить возникновение нового явления и путь его развития вплоть до настоящего времени» . Эволюционный подход позволяет преодолеть и недостаток «психологических теорий деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева», в которых, по замечанию В.С. Лазарева , «деятельность не определяется как развивающаяся», и это дает возможность проследить изменения элементов библиотечно-информационной деятельности.

При анализе эволюции библиотечно-информационной деятельности как саморазвивающейся системы и ее организации применяется связанный с системным подходом синергетический подход. Используются также сравнительный метод исследования, методы терминологического анализа, элементы теории организации.

Применение системно-деятельностного подхода позволило рассмотреть элементы библиотечно-информационной деятельности и ее видов в отдельной библиотеке и организационную структуру библиотечно-информационной деятельности в библиотечной отрасли, ее место в системе других видов деятельности. Анализ видов и подвидов библиотечно-информационной деятельности и их сравнение с другими видами человеческой деятельности дает возможность увидеть их общность, универсальность ряда подвидов библиотечно-информационной деятельности. В этой связи интересно высказывание Н. Винера: «... всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации» . Именно поэтому возникает необходимость информационной, и в частности, библиотечно-информационной, деятельности в любом учреждении. Следовательно, прав Ю.Н. Столяров, который сформулировал закон о том, что «библиотека – обязательный компонент всякого социального института, располагающего профильным документированным знанием» .

Проанализируем основные термины, связанные с понятием «библиотечно-информационная деятельность».

Термин «традиционный» по отношению к библиотечно-информационной деятельности обозначает деятельность, связанную с рукописными и полиграфическими документами .

Рассмотрим соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность», «библиотечная технология», «библиотечный процесс» как важнейших категорий библиотековедения.

Терминологический словарь «Библиотечное дело» (1997) дает дефиниции трех названных терминов.

Библиотечное дело дефинируется как «отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и использование их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания населения, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение работы библиотек» . В «Библиотечной энциклопедии» (2007) в статье Ю.А. Гриханова библиотечное дело определяется как отрасль профессиональной деятельности, обеспечивающая создание и развитие библиотек как социальной системы, основными целями которой являются сохранение и передача новым поколениям интеллектуальных достижений человечества, отраженных в документном (информационном) потоке и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек. К основным составным частям библиотечного дела автор статьи относит библиотечные сети, библиотечные фонды, библиотечные кадры, систему библиотечного обслуживания населения, управление библиотечным делом, научно-исследовательскую и научно-методическую работу. В этой части Ю.А. Гриханов полностью повторяет содержание текста из дефиниции библиотечного дела, данной в терминологическом словаре. Если сравнить определения «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» (по наиболее полной статье И.В. Лукашова), то заметны пересечения в части формирования сети, библиотечного фонда, обслуживания, научно-исследовательской, научно-методической работы, подготовки библиотечных кадров, которые словарь и энциклопедия относят к библиотечному делу, а И.В. Лукашов – к библиотечной деятельности.

В ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» библиотечное дело определяется как «область деятельности по организации библиотечного обслуживания» .

В учебнике В.В. Скворцова «Общее библиотековедение» (в 2 ч., 1996–1997) термин «библиотечное дело» определен как «область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или другой территории. В юридическом смысле библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотечное дело – сфера исследований и приложений библиотековедения» .

В.В. Скворцов расширяет понятие «библиотечное дело», объединяя в определенной мере дефиниции «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» из терминологического словаря.

Не рассматривая специально термин «библиотечная деятельность», автор, тем не менее, при раскрытии объекта библиотековедения называет элементы этой деятельности: предмет труда, субъект труда, посредник труда .

Несколько шире представление о библиотечной деятельности (без употребления этого термина) дано в § 2.2.2.2 второй части учебника Н.С. Карташова «Общая теория библиотечного дела», где рассматривается «процесс деятельности библиотеки». Автор характеризует этот процесс как деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, как единый процесс, включающий основную и вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность . Н.С. Карташов включает библиотечную деятельность в библиотечное дело и выделяет три вида деятельности.

Проведенный анализ показывает, что в библиотековедении при использовании терминов «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» нет ясности относительно соотношения содержания этих понятий.

В чем видится разница между рассматриваемыми понятиями?

Термин «библиотечное дело» возник задолго до термина «библиотечная деятельность». Обратим внимание на то, что последний появился в терминологическом словаре 1997 г., а в словаре 1986 г. его еще не было.

Термин «библиотечное дело» сложился аналогично терминам «книжное дело», «горное дело» тогда, когда появилась необходимость найти обобщающее понятие для выражения множества проблем, касающихся библиотек. Не случайно материалы библиотечного съезда (1911) были названы «Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу», а А.Р. Войнич-Сяноженцкий назвал свой доклад на этом съезде «Библиотечное дело как особая самостоятельная специальность и библиотекари как обособленная группа в ряду других специалистов». Еще ранее, в конце XIX в., вышла книга Е.В. Балобановой «Библиотечное дело».

Материалы по библиотечному делу Первого библиотечного съезда включали широкий спектр вопросов: о различных типах библиотек, их проблемах, организации сети библиотек, профессиональной подготовке библиотекарей, библиотечной печати, т.е., говоря современным языком, охватывали работу (деятельность) библиотек и всю инфраструктуру, связанную с этой деятельностью. Этот смысл у понятия в основном сохранился и до настоящего времени. Не случайно при его определении употребляется слово «отрасль».

Библиотечное дело, по моему мнению, – это отрасль культуры и информации, включающая систему библиотек, библиотечных фондов, других информационных, интеллектуальных, материально-технических ресурсов библиотек, инфраструктуру (библиотечную науку, специальные учебные заведения, библиотечную печать). Возможно, термин «библиотечное дело» целесообразно заменить термином «библиотечная отрасль». С.А. Басов предлагает в качестве замены терминов «библиотека» и «библиотечное дело» использовать обобщающее, по его мнению, понятие «библиотечный социальный институт». В него он включает практику, образование, науку, коммуникации, управление . Однако в профессиональной литературе сама библиотека понимается как социальный институт (например, по мнению Н.В. Жадько, Ю.П. Мелентьевой), одновременно ее рассматривают и как учреждение («Библиотечная энциклопедия», с. 139). Думается, что использование понятия «библиотека» в двух значениях вполне допустимо. Но если принять предложение С.А. Басова, то понятие «библиотека» как учреждения трудно будет обосновать.

Для этого исследования важно, что понятие «библиотечное дело» не является синонимом понятия «библиотечная деятельность», оно значительно шире. «Библиотечную деятельность» предварительно определим как комплекс разных видов работ, обеспечивающих выполнение библиотекой (как учреждением) своих основных функций и миссии перед обществом.

Понятие «функция», согласно «Краткой философской энциклопедии» (1994), определяется значениями – обязанность, круг деятельности. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки – «ответственное задание, поручение».

Миссия библиотеки – это ответственное задание, «поручение» библиотеке как социальному институту, данное обществом. Представляется, что каждое конкретное общество, существующее в конкретное время, дает «поручение» библиотеке. Поэтому в разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия.

В то же время библиотеке (как учреждению не только социальному, но и социокультурному) присуща миссия, определяемая характером развития цивилизации (цивилизационная миссия). Через эту миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. Так, в XIX в. – первой половине XX в. миссия библиотеки состояла в просвещении широких слоев народа (началом этого периода можно считать эпоху Возрождения). Библиотекарь осознавал себя просветителем.

Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную миссию библиотеки – обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации («информация для всех»). Формулировка «миссия библиотеки» привнесена в библиотечное дело из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира.

Теперь попытаемся выявить соотношение понятий «библиотечная деятельность» и «библиотечная технология».

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» понятие «библиотечная технология « определяется как «совокупность библиотечных процессов и операций, а также приемов, методов и средств их осуществления, направленных на создание и сохранение библиотечной продукции и выполнение библиотечных услуг» . Соотношение между понятиями «библиотечная деятельность» и «библиотечная технология» в словаре не показано. В статье Е.Г. Астапович в «Библиотечной энциклопедии» библиотечная технология рассматривается как комплекс технологических процессов, ориентированных на реализацию задач библиотечной деятельности, а также методология библиотечно-информационного производства, современное знание о сущности библиотечных технологических процессов, закономерностях и принципах их развития. В статье подчеркивается, что библиотечная технология выступает способом упорядочения системы организации библиотечной деятельности и социального развития библиотеки. Из этой дефиниции вытекает, что библиотечная деятельность задает задачи библиотечной технологии, что это понятие более широкое, чем «библиотечная технология».

В.П. Леонов в книге «Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций» понимает библиотечно-библиографическую деятельность «не как совокупность неподвижных объектов и предметов, а как совокупность процессов» . Он включает процессы в структуру библиотечной деятельности, т. е., по его мнению, понятие, «библиотечная деятельность» шире понятия «библиотечный процесс», которое можно соотнести с понятием «библиотечная технология», хотя последнее в книге не используется, но процессы разделяются на составляющие элементы, подэтапы.

В работах И.С. Пилко «Библиотечная технология: общий курс», «Информационные и библиотечные технологии: учебное пособие» (2006) и ее докторской диссертации понятие «библиотечная деятельность» видится более широким, чем «библиотечная технология».

В данной работе понятие «библиотечная деятельность» также рассматривается как более широкое понятие, чем «библиотечная технология» (далее соотношение между этими понятиями будет раскрыто более глубоко). Кроме того, библиотечная деятельность здесь представлена как разновидность информационной деятельности и потому названа «библиотечно-информационной деятельностью».

Sup>8 Григорян, Г. Г. Размышления о музейном деле в Старом доме на Новой площади. Публикации и выступления (1988–2005 гг.) / Г. Г. Григорьян. – М. : МГФ «Знание», 2005. – С. 253.

9 Столяров, Ю. Н. Что такое библиотека? (о ее сущности и исходных функциях) / Ю. Н.Столяров // Столяров, Ю. Н. Библиотековедение. Избранное. 1960–2000 годы. – М. : Пашков дом, 2001. – С. 264.

10 См. хронологические части (бесписьменное общество, рукописная информация, полиграфическая информация, техногенная информация) в книге: Семеновкер, Б. А. Эволюция информационной деятельности: Бесписьменное общество / Б. А. Семеновкер; Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 12.

11 Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 22.

12 ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения». – С. 3.

13 Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 7–8.

14 Там же. – С. 27.

15 Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Ч. 2. – М., 1997. – С. 29–30.

16 Басов, С. А. Библиотека и демократия: первое вступление в проблему / С. А. Басов; [Петербург. библ. о-во]. – СПб., 2006. – С. 14–16.

17 Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 21.

18 Леонов, В. П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций / В. П. Леонов; Рос. акад. наук, Б-ка Рос. акад. наук. – СПб., 1995. – С. 5–6.

Учреждение Российской академии наук

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Сибирского отделения РАН

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»

Библиотечно-информационная деятельность

Новосибирск

Отв. составители:

канд. пед. наук Е. Б. Артемьева

канд. искусствоведения, доцент Н. С. Мурашова

Библиотечно-информационная деятельность: метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос. акад. наук Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН; Новосиб. гос. пед. ун-т; отв. сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2011. – 172 с.

ISBN 978-5-94560-224-3

Издание включает составленные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 071201 / направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» методические рекомендации по прохождению учебной, производственной, педагогической практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы, а также программу государственного экзамена.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов учреждений библиотечного образования.

УДК 02(075.8)

ББК 78.3я73

Предисловие 8

1 Общие положения 8

2 Характеристика видов практики 9

3 Базы практики 14

4 Требования к прохождению практики 16

5 Порядок прохождения практики 16

6 Отчетные документы 17

7 Этапы учебно-ознакомительной практики 19

8 Этапы учебной практики 22

9 Этапы производственной практики 25

10 Этапы педагогической практики 31

Список использованной литературы 40

Приложения 41

Программа государственного экзамена 50

Общепрофессиональные дисциплины 50

Раздел 1 Общее библиотековедение 50

Раздел 2 Общее библиографоведение 77

Раздел 3 Социальные коммуникации 82

Раздел 4 Документоведение 85

Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации 90

Раздел 6 Информатика 99

Раздел 7 Информационные технологии 110

Цикл специальных дисциплин 115

Раздел 8 Библиотечный фонд 115

Раздел 9 Библиотечный менеджмент 123

Раздел 10 Библиотечное обслуживание 130

Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки 142

Раздел 12 Основы педагогического мастерства 145

Раздел 13 Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 149

Введение

Подготовка кадров с высшим образованием по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» осуществляется в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО НГПУ) на факультете культуры и дополнительного образования; выпускающей является кафедра социально-культурной и библиотечной деятельности (СКиБД), активно сотрудничающая с научными библиотеками региона, прежде всего, с Государственной публичной научно-тех­ни­ческой библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН).

Согласно Договору между ГПНТБ СО РАН и ГОУ ВПО НГПУ, на базе ГПНТБ СО РАН осуществляется обучение студентов по об­щепрофессиональным и специальным дисциплинам. Лекционные, семинарские и лабораторные занятия проводят ведущие специалисты Библиотеки, которые одновременно являются преподавателями кафедры СКиБД НГПУ.

Базами практики являются ГПНТБ СО РАН, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная юношеская библиотека, Новосибирская областная детская библиотека, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, вузовские и другие библиотеки города.

Методические материалы, представленные в издании, составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также СТО НГПУ 7.5.3-01/01-2009 «Выпускная квалификационная работа: Требования» и СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 «Организация и проведение профессиональных практик».

Методические материалы включают: рекомендации по профессиональной практике (составитель О. В. Макеева ); материалы к государственной аттестации: программу государственного экзамена и темы выпускных квалификационных работ (составители: канд. пед. наук Е. Б. Артемьева – курс «Общее библиотековедение»; канд. пед. наук В. Г. Свирюкова – курсы «Общее библиографоведение», «Библиографическая деятельность библиотеки»; В. В. Безбородова – курс «Социальные коммуникации»; канд. пед. наук Н. И. Под­ корытова – курсы «Документоведение», «Библиотечный фонд»; д-р пед. наук, профессор О. Л. Лаврик, И. Ю. Чубукова – курс «Аналитико-синтетическая переработка информации»; канд. пед. наук Т. А. Калюжная, Е. Б. Грешнов, А. И. Павлов – курс «Информатика»; канд. пед. наук Т. В. Дергилёва – курс «Библиотечное обслуживание; д-р культурологии, профессор Г. Б. Пар­шукова – курсы «Библиотечный менеджмент», «Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин»; канд. пед. наук Н. С. Редькина – курс «Информационные технологии»; канд. пед. наук, доцент Н. В. Фёдорова – курс «Основы педагогического мастерства»); рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (составитель канд. пед. наук Е. Б. Ар­темьева).

Материалы обсуждены на заседании кафедры СКиБД, утверждены ученым советом факультета культуры и дополнительного образования (январь, 2011), могут быть полезны как студентам, так и преподавателям.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Русский язык - профильный предмет, по выбору вуза
  • Литература - по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

В свете тенденций современного мира улучшение информационной культуры общества представляется одной из наиболее актуальных задач образовательного процесса. При реализации такого подхода одну из ключевых позиций занимает библиотечно-информационная деятельность. Именно от специалистов данного направления подготовки зависят реальные перспективы повышения информационной культуры потребителей, поскольку библиотеки (как традиционные, так и электронные) обеспечивают доступ населению к национальным и мировым духовным сокровищницам.

Условия поступления

Для успешной реализации профессиональной деятельности и оказания всесторонней квалифицированной помощи в улучшении информационной культуры читателей, будущему специалисту требуются глубокие знания психологии, литературы, иностранного языка и истории. Зачисление на обучение осуществляется на основании результатов сдачи экзаменов по дисциплинам:

  • литература;
  • русский язык (профильный);
  • история, обществознание (по выбору вуза).

Будущая профессия

В задачи будущего специалиста входит не только работа с издательскими, информационными материалами, но и организация работы с читателями.

Выпускнику-бакалавру необходимо прилагать усилия для постоянного углубления знаний и развития интереса к новейшим библиотечным, информационным технологиям.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой бакалавров библиотечно-информационной деятельности занимаются следующие вузы страны:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Пермская государственная академия искусства и культуры;
  • Орловский государственный институт искусств и культуры;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств.

Срок обучения

Нормативный срок обучения на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

На сегодняшний день библиотечная деятельность претерпевает существенные трансформации, вызванные развитием информационных технологий.

Бакалавры-выпускники направления обладают широким кругозором, а также информационными технологиями. Студенты направления изучают следующие дисциплины:

Приобретаемые навыки

За весь период обучения бакалавры направления 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» приобретают ряд актуальных навыков и умений:

  1. Овладение теоретическими знаниями курса, стремление к их углублению на протяжении реализации профессиональной деятельности.
  2. Умение переводить общие цели, стоящие перед сферой библиотечного обслуживания, в задачи конкретного коллектива.
  3. Критически осмысливать передовой опыт библиотечного дела, применять его на практике.
  4. Изучать индивидуально-психологические особенности читателей курса с целью привлечения большего числа потенциальных читателей к духовному наследию.

Перспективы трудоустройства по профессии

Специалисты направления после завершения курса обучения востребованы в библиографической науке, в редакционно-издательских и книготорговых организациях, учебных заведениях, органах научно-технической информации, музеях, архивах и др.

Выпускник-бакалавр может занимать должности:

Минимальная заработная плата молодых специалистов составляет 15 000 руб., средняя оплата по России - 18 000 руб. В свою очередь, развитие электронных библиотек позволяет предположить, что уже в ближайшие годы зарплата специалистов профиля многократно увеличится.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Если для других профилей самосовершенствование и продолжение обучения зависит исключительно от личностных предпочтений, то для специалистов данного направление - это необходимое условие. Продолжить углубление теоретических знаний можно при обучении в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Профессии направления непосредственно связаны с научной деятельностью и обучение в магистратуре позволит сформировать на высоком уровне информационную и научную компетенции. Диплом магистра является общепризнанным в мировых странах, а написание магистерского исследования позволит заявить о себе в научной сфере.

Обучение в магистратуре позволит получить навыки реализации педагогической деятельности, что необходимо для высококвалифицированных специалистов профиля, а также продолжить изучение выбранной темы исследования на базе вуза.

Публикации по теме